Квадромания – разбираемся в популярных типах квадроциклов – – автомобильный журнал
Квадромания – разбираемся в популярных типах квадроциклов
Квадрик – штука, без сомнения, полезная. Хочешь – на рыбалку, хочешь – на охоту. Станет потеплее – купаться на речку гонять, возить дрова из леса, познакомиться, наконец, с соседями, которые не квасят бездумно ханку на газоне своей «фазенды» выходные напролет, а то и дело отправляются на квадроциклах в какие-то «экспедиции». Словом, желание есть, а понимания вопроса нет. Именно им, пониманием квадроциклетного вопроса, мы и займемся в этом материале.
Оговорюсь сразу: не буду плотно затрагивать тему «бэушной» техники, так как выбор подержанного «квадрата» — тема довольно специфичная и в каждом конкретном случае несущая в себе множество нюансов, однако отмечу, что все нижеописанное вполне подходит и для техники, бывшей в употреблении.
Готовим квадробазу
Итак, прежде чем купить квадрик, стоит озадачиться несколькими весьма прозаичными вещами. Доставка и хранение. Квадр, даже маленький — это не мопед, его в сарай не закатишь. Так что гараж должен присутствовать, да и тот же сарай должен быть оборудован сообразного размера воротами и крепким замком. На моей памяти было изрядное количество случаев, когда свежекупленные квадрики уводили прямо с дачного двора. «У нас забор», «мы запираем на ночь ворота», «у нас сторож»… — все это не работает, как правило. Противоугонные системы на внедорожной технике — не более чем номинальные, да и без ключа квадр легко утаскивается на «галстуке», Блокировок руля или чего-то подобного почти никогда на квадре нет.
Далее – транспорт. Номинально, квадроциклам запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Однако гаишники часто закрывают на это глаза, особенно, если у водителя «квадрата» имеются государственная регистрация (номер), техосмотр и водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «АI». У вас, скорее всего, на момент покупки не будет ни того, ни другого, да и езда по асфальту не очень полезна самой машине, так что лучше обзавестись прицепом.
Третье вытекает из второго: узнайте, где находится отделение Гостехнадзора, а еще лучше — заранее озадачьтесь получением «тракторных прав». Однако более подробно к вопросу о регистрации квадрика и получении на него «прав» мы вернемся в ближайшем будущем. Тема достойна отдельной статьи, однако при покупке квадрика стоит уточнить у продавца, как он «завезен» в Россию. Возможны два варианта. Если это по документам «самоходная машина», то к нему будет положен паспорт самоходной машины и будут требоваться «тракторные» права категории «АI» (внедорожные мототранспортные средства).
Второй вариант – квадрик ввезен как «мототехника», к нему прилагается обычный «дорожный» ПТС, как на автомобиль или мотоцикл, и, соответственно, для управления им требуются обычные права категории «А» (или «А1», в зависимости, от кубатуры). Последние делают в основном китайцы и, чаще всего, это техника очень низкого качества, но об этом ниже.
Утиль – это не мусор
Наиболее распространенным типом можно назвать утилитарные квадроциклы. История развития этой техники в последние годы вывернула в такую неожиданную сторону, что называть продукцию современной квадроциклостроительной отрасли «утилитарной» было бы совершенно неправильно. Однако традиция до сих пор сильна, и пытаться с ней бороться мы не будем, хотя было бы грамотнее называть эти аппараты «рекреационными», ведь их покупают (а значит, и разрабатывают) в основном для отдыха и развлечений.
На фото: Типичный представитель утилитарного семейства: Yamaha Grizzly 700
Именно этот тип квадров встречается в «природе» чаще всего. Классический «утиль» – это квадроцикл, оборудованный одно- или двухцилиндровым четырехтактным двигателем объемом от 350 до 1000 см3. Меньшие кубатуры отнесем к детским и вынесем за скобки. Чаще всего кубатура вертится вокруг 500-700 «кубов».
Утиль имеет независимую подвеску всех четырех колес на спаренных А-образных рычагах (хотя встречаются и продольные торсионы сзади (Can-Am), и макферсон (Polaris) спереди и более экзотические конструкции).
Полноприводные квадроциклы: история развития, их виды и правила выбора
Квадромания – разбираемся в популярных типах квадроциклов
Квадрик – штука, без сомнения, полезная. Хочешь – на рыбалку, хочешь – на охоту. Станет потеплее – купаться на речку гонять, возить дрова из леса, познакомиться, наконец, с соседями, которые не квасят бездумно ханку на газоне своей «фазенды» выходные напролет, а то и дело отправляются на квадроциклах в какие-то «экспедиции». Словом, желание есть, а понимания вопроса нет. Именно им, пониманием квадроциклетного вопроса, мы и займемся в этом материале.
Оговорюсь сразу: не буду плотно затрагивать тему «бэушной» техники, так как выбор подержанного «квадрата» — тема довольно специфичная и в каждом конкретном случае несущая в себе множество нюансов, однако отмечу, что все нижеописанное вполне подходит и для техники, бывшей в употреблении.
Готовим квадробазу
Итак, прежде чем купить квадрик, стоит озадачиться несколькими весьма прозаичными вещами. Доставка и хранение. Квадр, даже маленький — это не мопед, его в сарай не закатишь. Так что гараж должен присутствовать, да и тот же сарай должен быть оборудован сообразного размера воротами и крепким замком. На моей памяти было изрядное количество случаев, когда свежекупленные квадрики уводили прямо с дачного двора. «У нас забор», «мы запираем на ночь ворота», «у нас сторож»… — все это не работает, как правило. Противоугонные системы на внедорожной технике — не более чем номинальные, да и без ключа квадр легко утаскивается на «галстуке», Блокировок руля или чего-то подобного почти никогда на квадре нет.
Далее – транспорт. Номинально, квадроциклам запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Однако гаишники часто закрывают на это глаза, особенно, если у водителя «квадрата» имеются государственная регистрация (номер), техосмотр и водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «АI». У вас, скорее всего, на момент покупки не будет ни того, ни другого, да и езда по асфальту не очень полезна самой машине, так что лучше обзавестись прицепом.
Третье вытекает из второго: узнайте, где находится отделение Гостехнадзора, а еще лучше — заранее озадачьтесь получением «тракторных прав». Однако более подробно к вопросу о регистрации квадрика и получении на него «прав» мы вернемся в ближайшем будущем. Тема достойна отдельной статьи, однако при покупке квадрика стоит уточнить у продавца, как он «завезен» в Россию. Возможны два варианта. Если это по документам «самоходная машина», то к нему будет положен паспорт самоходной машины и будут требоваться «тракторные» права категории «АI» (внедорожные мототранспортные средства).
Второй вариант – квадрик ввезен как «мототехника», к нему прилагается обычный «дорожный» ПТС, как на автомобиль или мотоцикл, и, соответственно, для управления им требуются обычные права категории «А» (или «А1», в зависимости, от кубатуры). Последние делают в основном китайцы и, чаще всего, это техника очень низкого качества, но об этом ниже.
Утиль – это не мусор
Наиболее распространенным типом можно назвать утилитарные квадроциклы. История развития этой техники в последние годы вывернула в такую неожиданную сторону, что называть продукцию современной квадроциклостроительной отрасли «утилитарной» было бы совершенно неправильно. Однако традиция до сих пор сильна, и пытаться с ней бороться мы не будем, хотя было бы грамотнее называть эти аппараты «рекреационными», ведь их покупают (а значит, и разрабатывают) в основном для отдыха и развлечений.
На фото: Типичный представитель утилитарного семейства: Yamaha Grizzly 700
Именно этот тип квадров встречается в «природе» чаще всего. Классический «утиль» – это квадроцикл, оборудованный одно- или двухцилиндровым четырехтактным двигателем объемом от 350 до 1000 см3. Меньшие кубатуры отнесем к детским и вынесем за скобки. Чаще всего кубатура вертится вокруг 500-700 «кубов».
Утиль имеет независимую подвеску всех четырех колес на спаренных А-образных рычагах (хотя встречаются и продольные торсионы сзади (Can-Am), и макферсон (Polaris) спереди и более экзотические конструкции).
Недобагги-переквадры: утилитарные квадроциклы.
Если увидев аббревиатуру UTV, вы подумаете, что кто-то ошибся в написании привычной ATV, то это вовсе не так. Дело в том, что некоторое время назад на базе больших утилитарных квадроциклов многие мировые производители начали выпускать машинки UTV (Utility Terrain Vehicle — утилитарный внедорожный транспорт).
Ranger 6×6: утилитарность в квадрате — микротанк, иначе не скажешь.
Трудяги Ranger«ы (470–780 тыс. руб) в этом модельном году, наконец,»дорастили«младшенькую 500-кубовую модель до полного привода (в прошлогодней линейке самый маленький»рейнджер«был сделан по схеме 2х4), обзавелись совершенно новым агрессивным дизайном, но по-прежнему строятся на базе хорошо известной линейки Sportsman — даже уникальная шестиколесная полноприводная машина.
Polaris Ranger (2009 модельный год; двигатели 500–760см3; разброс цен 470–780 тыс. руб.)
В Ranger Crew с комфортом поместятся четверо.
Но не столь интересны сугубо утилитарные самосвалы Ranger, сколь их братья-забияки RZR (600–820 тыс. руб). Это чисто «адреналиновые» машинки без намека на утилитарность — полноценные багги, только маленькие (по меркам багги опять же). Самый задиристый — RZR-S: тут и 760-кубовый V-Twin, и длинноходные подвески со стабилизаторами поперечной устойчивости, и вариатор с возможностью торможения двигателем. Обычный RZR попроще: тут не столь форсированный двигатель (хотя его объем тот же), меньшие хода подвесок и более узкая колея. Задний, а не полный, как у модели S, привод предполагает меньшую проходимость, но наделяет машину более спортивными повадками.
POLARIS RZR
Yamaha выступает всего с одной моделью — Rhino (от 650 тыс. руб.), но зато как! Этим безусловным бестселлером японский концерн доказал, что лучше один козырь в рукаве, чем ни одного на кону. Эволюция модели не стоит на месте: идя в ногу со своим прообразом — хорошо известным Grizzly, Rhino получил новый 700-кубовый впрысковый мотор и обновленный дизайн облицовок. Главная особенность машины, за которую ее любят, — потрясающая надежность. Достаточно бегло пройтись по матчасти — видно, что каждая деталь создана с многократным запасом прочности. Отличная проходимость на уровне квадроцикла обусловлена наличием блокировок дифференциалов и тщательно рассчитанной развесовкой. Тяговитость, вместительность, комфорт — всё на высоте.
Yamaha Rhino
Grizzly давно стал законодателем моды в сфере больших утилитарных ATV. Rhino , похоже, пошел по его медвежьим стопам.
К сожалению, Honda Big Red, построенная на базе TRX680 Rincon, в Россию официально не поставляется, только частным — читай «серым» — ввозом (цена в США — около 10 тыс. долларов). А жаль, эта машина могла бы сдвинуть Yamaha Rhino с трона царя горы рынка. И тому есть причины: уникальная трехдиапазонная гидромеханическая трансмиссия и «умный» полный привод. Благодаря дверцам и сеткам на стойках каркаса безопасности создается иллюзия полноценной кабины багги.
Honda Big Red
Honda есть Honda — чемпион по пассивной безопасности пилота.
Великан в мире UTV — Arctic Cat Prowler 1000 (920 тыс. руб.). Обладает самыми внушительными габаритами, грузоподъемностью и самым большим двигателем. V-Тwin объемом один литр сообщает здоровенной машине недюжинную тягу и скоростные параметры. Меньшие братья — 500 и 700-кубовые машины (450–720 тыс. руб.) хоть и не заставляют открыть рот от монументальности и размаха, но подкупают дизайном и качеством отделки места водителя: большие информативные дисплеи, сиденья со многими регулировками и рули, обшитые кожей, — чем не люксовый внедорожник?
Arctic Cat Prowler
Литровый Prowler — самый большой во всем, начиная от мотора, заканчивая клиренсом. 550, 650 и 700-кубовые «котята» оснащаются одноцилиндровыми двигателями.
литровый Prowler
В недорогом сегменте рынка правят бал российско-китайские полукровки Baltmotors. Три модели серии Panda UTV (239–368 тыс. руб.) и на фоне заморских конкурентов выглядят вполне достойно (их групповой тест появится в одном из весенних номеров «Мото»), и стоят вдвое меньше. Начиная с заднеприводной 300-кубовой машины, наиболее ориентированной на хозяйственные работы (небольшой вес, самосвальный кузов, общая простота конструкции), заканчивая 500-кубовой полноприводной четырехместной «Пандой» для охотников и рыболовов, все они оборудованы светотехникой, зеркалами и поворотниками и сертифицированы для движения по дорогам общего пользования.
Baltmotors Panda UTV
Несмотря на невысокую цену, машинки Panda современны по конструкции и наделены отнюдь не посредственными техническими характеристиками.
Звание самого утилитарного UTV я недаром приберег для дизельного (!) Kawasaki Mule (650 тыс.руб.). В двух или четырехместном исполнении «Мул» оснащен трехцилиндровым 953-кубовым дизелем, обладающим, без сомнения, тракторной тягой. Также «Мул» рекордсмен по грузоподъемности — полтонны на борт и вперед через пампасы. Из уникальных фишек — шноркель для забора воздуха в двигатель и систему охлаждения вариатора, выведенный на верхнюю дугу каркаса безопасности, складывающиеся спинки задних сидений (у четырехместной модели) и электрогидравлический усилитель, встроенный в рулевую рейку.
Kawasaki Mule Diesel
Более «гражданские» «Мулы» моделей 600 (заднеприводный) и 610 (4х4) (400тыс. руб. и 450 тыс. руб. соответственно) оснащены 400-кубовыми «одностволками», способностей которых вполне хватает для работы этих небольших легких машин.
ОБЗОР ЛУЧШИХ ДВУХМЕСТНЫХ КВАДРОЦИКЛОВ
Чтобы была возможность комфортно перевозить пассажира по бездорожью, путешествовать вдвоем или просто активно проводить время, рекомендуется приобрести двухместный квадроцикл – универсальный транспорт, который послужит верным спутником на рыбалке, охоте или в походе. Невозможно представить безопасную езду с пассажиром на одноместном квадроцикле, ведь это чревато опрокидыванием. Выбирая двухместную модель, комфорт и удобство во время езды возрастает в разы, а вероятность экстренных ситуаций снижается. Единственный минус, который в данном случае существует – невысокая проходимость. Не нужно путать «полуторные» квадроциклы с полноценными двухместными моделями. «Полуторные» внедорожники оборудованы ножками для пассажира, но места все также мало. Таким образом, значительно ухудшается устойчивость внедорожника, особенно на скорости.
Отличить «липовый» и настоящий двухместный квадроцикл можно по колёсной базе, которая у не подлинной модели значительно больше. Двухместные квадроциклы делятся на детские и взрослые. Купить взрослый двухместный квадроцикл можно по цене, начиная от 300 000 рублей. Сегодня существует много производителей, которые занимаются производством двухместных внедорожников, рассмотрим две прогрессивных и современных модели: Sportsman Touring 850, производителем которой является фирма Polaris и Outlander MAX 1000 LTD от Can-Am.
Sportsman Touring 850
Американская фирма Polaris занимается разработкой квадроциклов на протяжении долгого времени, основные пользователи продукции – любители экстрима, рыболовы и охотники. Компания Polaris по праву считается мировым лидером по производству мото техники для преодоления бездорожья. С каждым выходом новой модели инженеры используют новые технологии, заботятся о безопасности и надежности техники. Одним из детищ американского производителя является двухместный квадроцикл Sportsman Touring 850.
Модель с прогрессивным двухцилиндровым мотором, в котором система подачи топлива – инжекторная. Высокая проходимость, сочетание интересного дизайна и высокой скорости – все это об Touring 850.
Технические характеристики
Инженеры одарили квадроцикл 4-х тактным двухцилиндровым двигателем типа SOHC, что в переводе означает «одинарный верхний распредвал». Рабочий объемом агрегата 850 см3. На высоких оборотах, после длительной поездки двигатель охлаждается за счет жидкостного охлаждения. Говоря о коробке передач, необходимо сказать следующее: трансмиссия автоматическая PVT H/L/N/R/P. Идеальное сцепление с грунтом обеспечивают надежные шины Maxxis® марки M9805, размеры которых следующие: передние- 26×8-14, задние 26×10-14.
Литые алюминиевые диски даже во время преодоления каменистых путей выдерживают нагрузку, не лопаются. Колесная база квадроцикла составляет 144,8 см, а сухой вес внедорожника 362 кг. То есть благодаря такой массе, квадроцикл устойчиво располагается на бездорожье во время экстремальной езды. Беспрепятственно проезжать пеньки, камни и прочие преграды позволяет клиренс, который составляет 28.5 см. Чтобы увеличить время между заправками, разработчики позаботились про объем топливного бака. На Sportsman Touring 850 его объем составляет 19.9 литров. Габаритные размеры следующие: длина 2197 мм; ширина 1209 мм; высота 1479 мм.
Особенности конструкции
Модель имеет интересный, достаточно брутальный внешний вид. В глаза сразу бросается массивная передняя часть, которая в совокупности состоит из багажника, отбойника и гибкой пластмассы. Передний багажник рассчитан на максимальный вес до 55 кг. Если уж так случится, что водитель не заметит впереди препятствие или не справится с управлением, отбойник примет удар на себя и защит двигатель от повреждений. Также еще один багажник установлен сзади, максимальная нагрузка на него составляет 110 кг. Что касается безопасности, то Sportsman оснащен защитой для ног, она выполнена из прочного пластика.
Для рук инженеры ничего не предприняли, имеется ввиду защитные накладки. Для комфортной езды пассажира, конструкторы позаботились об установке спинки и рукоятей для рук. Как уже было сказано — модель современная, чему есть подтверждение установленный цифровой дисплей, на котором отображается спидометр, счетчик моточасов, указатель уровня топлива, розетка для зарядки (постоянный ток) и др. функции. Поездки становятся комфортными и мягкими благодаря задней независимой и передней подвеске: в основу технологии заложены двойные А-образные рычаги.
Тормозная система состоит из передних и задних дисковых тормозов, а также стояночного тормоза (парковочного). Помимо всех указанных функций и технических характеристик, стоит отметить наличие фаркопа для транспортировки прицепа. Исходя из этого, можно сделать вывод: Sportsman Touring 850 является не только транспортом для экстремальной езды, но и помощником, выполняющим практические задачи в сельском хозяйстве.
Outlander MAX 1000 LTD
Модельный ряд квадроциклов Outlander 1000 кардинально модернизирован, на всех моделях установлены двигатели, изготовленные по новейшим разработкам инженеров, они обладают высокими техническими характеристиками. Агрегаты обеспечивают быструю и в то же время безопасную езду по бездорожью. Передовые технологии позволяют значительно улучшить качество поездок. Данные квадроциклы очень стойко ведут себя во время движения, что обеспечивается за счет высокой оптимизации параметров сцепления. Благодаря труду инженеров бренда Can-Am, многочисленным пожеланиям клиентов, внедорожники Outlander занимают передовые места среди различных мировых рейтингов. Аутлендер по праву считается роскошной и дорогой техникой, гарантом надежности и качества. За счет V-образного двигателя «железный конь» беспрепятственно пробирается сквозь суровое бездорожье с водителем и пассажиром на «борту». Отзывы о данной технике исключительно положительные, купить взрослый двухместный квадроцикл можно за 18 тыс. долларов.
Технические характеристики
Внедорожник может «похвастаться» V-образным двигателем системы жидкостного охлаждения типа SOHC, то есть имеется ввиду наличие одного распределительного вала, расположенного верху. Чтобы квадроцикл не застревал в трясинах и болотах, разработчики не были скупы на рабочий объем двигателя, составляющий 976 куб.см. Развивать приличную скорость 370-ти килограммовому «тяжеловесу» помогают 82 лошадиные силы.
Так как количество мест 1+1, размеры Outlander большие: длина 2388; ширина 1168; высота 1350. Кроме этого, клиренс внедорожника составляет 279 мм, а высота сиденья 877 мм. Продолжительные поездки обеспечивает вместительный бак объемом 20.5 литров. Бывает так, что по невнимательности водителя или из-за экстремальных дорожных условий, квадроцикл подвергается ударам, а точнее его рама. Вот даже при таких сильных ударах технология пространственной балки (SST) второго поколения, обеспечивает прочность всей конструкции модели и ее дальнейшее передвижение. Передние и задние колеса Carlisle Badland, размеры которых соответственно 26’’ x 8’’ x 12’’и 26’’ x 10’’ x 12’’, обеспечивают качественное сцепление с землей, исключая возможность пробуксовки даже на самом скользком грунте.
Внешний вид
Увидев этого двухместного «зверя» в действии, как он плавно проходит повороты, можно сказать элегантно преодолевает бездорожье, необходимо сделать следующий вывод – инженеры бренда Can-Am проделали невероятную работу во время разработки подвески квадроцикла. Передняя составляющая подвески разработана на основе А-образных рычагов, а задняя подвеска — независимая торсионная, у которой рычаги продольные. Практические испытания и тесты подтвердили правильность сделанного технического решения (касающиеся подвески), должное внимание нужно уделить высокой маневренности, при достаточных габаритах квадроцикла. Напомним, колесная база модели составляет 1499 мм. В основу тормозной системы заложены вентилируемые диски, на передних установлено два диска, на заднем тормозе один диск. На каждом диске присутствует гидравлический двух поршневой суппорт.
Вдаваясь в конструктивные особенности Outlander MAX 1000 LTD необходимо упомянуть о многофункциональной цифровой панели приборов, на которой размещены: диагностический центр, контрольные лампы, спидометр, тахометр, часы, указатель неисправностей мотора. Также внедорожник оснащен GPS-навигатором и розеткой постоянного тока (прикуриватель). Дизайн железного коня — интересный, современный. Пластик экологически чистый и прочный, из него выполнена защита для рук и ног.
Аутлендер может служить не только транспортом для путешествия или активного отдыха, но и надёжным помощником, который будет перевозить груз. На внедорожнике установлены задний и передний багажники, первый рассчитан на нагрузку до 90 кг, а второй до 45 кг. Ознакомившись с множеством достоинств Outlander MAX 1000 LTD возникает безумное желание купить двухместный утилитарный квадроцикл.