Краткая история Российского мотоциклостроения
История мотоцикла
О том, когда появился первый мотоцикл, ведется много споров, но мы решим этот вопрос предельно просто – за точку отсчета возьмем именно тот год, когда на два колеса впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания. Первый мотоцикл фото – Мотоцикл Даймлера.
В конце XIX века два немецких конструктора изобретают самый первый мотоцикл в мире – двухколесный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Тут и началась история мотоциклов. Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах не ставили перед собой цель создать первый подобного рода мотоцикл, их аппарат был всего лишь испытательным стендом для двигателя, которым два немца собирались впоследствии оснащать свои автомобили. Первый мотоцикл представлял собой достаточно оригинально по нынешним меркам выглядящий деревянный велосипед с полукруглым седлом и бензиновым карбюраторным двигателем мощностью в полторы лошадиные силы.
К несчастью, машина сгорела при пожаре в сарае, который служил гаражом для двух первопроходцев и на этом этапе заканчивается история первого мотоцикла и начинается эпоха. Какие новшества привносили инженеры в свои первые мотоциклы? Какой был первый мотоцикл, вышедший в серийное производство и как видоизменялся этот популярный уже долгие десятилетия вид транспорта? С какими трудностями пришлось столкнуться производителям на заре становления этого эпохального явления, наполненного легендами и ставшего культом для многих поколений? Все это нам предстоит узнать История мотоцикла – это увлекательное путешествие в начало XX века, полное легенд и гениальных идей. Фото первого мотоцикла – Мотоцикл Даймлера.
Первый серийный образец
В 1894 году немецкая фирма Хильдебранда и Вольфмюллера начала серийное производство двухтысячной партии мопедов, которое продолжалось 3 года. Это были первые мотоциклы в мире «вставшие на конвейер», при весе в 50 килограмм они разгонялись до 45 км/ч. Мотор располагался внутри рамы и имел зажигание от калильной трубки. Некоторые детали конструкции были позаимствованы прототипов, работавших на паровой тяге, сделанных братьями Хильдебранд пятью годами раннее.
Например, водяной резервуар в форме заднего крыла, новой задачей которого стала подача воды в охлаждающие полости, окружавшие цилиндры, а также шатуны, напрямую приводившие в движение заднее колесо. В этой модели не было ни сцепления, ни педалей – самые первые мотоциклы запускались «с толкача». По этой причине, а также ввиду высокой стоимости эта модель не имела огромного коммерческого успеха, да и не задумывалась для таких целей. Фабрика Хильдебранда и Вольмюллера закрылась после Первой мировой войны в 1919 году, но история мотоциклов продолжалась и несколько экземпляров того самого мопеда сегодня находятся в музеях по всему миру.
Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера
Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера
План истории мотоциклов. 1910-1940 года
Примерно до 20-ых годов двадцатого столетия инженеры много экспериментировали с различными видами конструкций и решениями, мало-помалу отдаляясь от первичных укладов и превращая эту диковинную и ненадежную машину в прочный и быстрый вид транспорта для повседневного пользования, в основе не сильно отличавшуюся от современных аналогов. Эволюция мотоциклов шла медленно, но верно.
В 1922 году в той же Германии появляется первый мотоцикл компании DKW. Эта модель заслужила отличную репутацию и получила огромное распространение благодаря пробегу вокруг страны и очень низкой стоимости, так что, можно сказать, это самые первые мотоциклы в мире получившие популярность в народе. Он развивал скорость 65 км/ч и расходовал 2 литра бензина на сотню километров, заводился от ножной педали, мало весил и обладал незаурядными ходовыми качествами.
Мотоцикл DKW km200 – 1935год.
Примерно в это же время начинает сформировываться мотоспорт, что является отличным подспорьем для улучшения надежности и мощности, прямым образом влияя на развитие мотоциклов серийных. Гонки из многодневных марафонов по обычным дорогам перекочевывают на шоссейные и деревянные кольцевые трассы, ипподромы. Моторы начинают оснащать нагнетателями, появляется «сухой» картер, увеличивается КПД, уменьшается вес, улучшается аэродинамика.
Одной из успешных на спортивном поприще фирм стала BMW. Начавшая свою деятельность в сфере мото еще в 1924 году с успешной модели R32, компания невероятно быстро прогрессировала и наращивала мощности своих аппаратов, что позволило именно BMW неоднократно устанавливать мировые рекорды скорости. Например, в 1937 году одна из пятисот кубовых моделей под управлением Эрнста Хенне развивает 279 с половиной км/ч. Этот рекорд продержится 14 лет. История мотоцикла для детей.
Мотоцикл BMW R32 1924 год.
Мотоциклы СССР история которых насчитывает немало экземпляров, выпускались в Ленинграде, Ижевске, Подольске, Таганроге и Серпухове. В начале 30-ых годов выходят в серийное производство первые советские мотоциклы, которые, ввиду отсутствия опыта у инженеров в этой новой стезе, зачастую являются копиями немецких и английских аналогов. Однако уже через несколько лет у советских конструкторов и тут и там проглядывают оригинальные идеи и задумки. В итоге мотопром страны советов приходит к полностью своим разработкам, таким как Л-8 и МЛ-3.
Советский мотоцикл Л-8
МЛ-3, пожалуй, первый советский мотоцикл, разработанный с нуля, начали выпускать в 1939 года на заводе в Серпухове, его оснащали легким двигателем объемом 123,7 кубических сантиметров мощностью 3,5 л/c. и трехступенчатой коробкой передач. Это был простой по конструкции мотоцикл, который задумывался как массовая народная модель. Помешала его распространению вскоре начавшаяся война, но на ней история советских мотоциклов еще не закончилась.
Советский мотоцикл Мотоцикл МЛ-3 1939 год.
История первых мотоциклов в военный период
История развития мотоциклов в ходе Второй мировой войны принимает особый характер, ведь мотоциклы в это время являются самостоятельной боевой единицей. Их производство в военное время по большей части носит утилитарный характер.
Из наиболее известных военных мотоциклов сразу выделяется BMW R75, отбывавший службу преимущественно с 40 по 42-й год. Он обладал повышенной проходимостью, двигателем мощностью в 26 л/c, девяти-ступенчатой коробкой и гидравлическим задним тормозом. Стоила такая модель как два автомобиля и поэтому не использовалась на территории Германии, а отправлялась в африканскую пустыню Сахара.
Мотоцикл BMW R75 1940 год.
Позже Германия начала переключаться на легкую мототехнику, к примеру, DKW RT125 и DKW NZ350. Последняя модель выпускалась исключительно в армейских целях, разгонялась до 105 км/ч и была весьма проходима вследствие низких передаточных чисел. История мотоцикла Минск напрямую связана с моделью RT125, последний являлся прототипом для советского аппарата, а в качестве же основы ИЖ-350 был взят NZ350.
Мотоцикл RT125 1942 год.
Развивая тему советских военных мотоциклов стоит отметить легендарный «М-72», скопированный с R71 BMW. Производство машины осуществлялось на Московском заводе, а затем переехало в города Тюмень, Горький, Ирбит. Оборудованный оппозитным нижнеклапанным двигателем М-72 развивал скорость 85 км/ч при весе 380кг с коляской. Всего было выпущено 8500 экземпляров и позже в середине 50-х годов мотоцикл поступил в свободную продажу вплоть до 1960-го года. Мотоцикл позднее несколько раз дорабатывался и имел несколько спортивных модификаций, в том числе кроссовых. В 1947 году на 750-кубовой модификации М-80 был установлен всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч.
Советский военный мотоцикл Урал М-72
Не обошлась война и без ленд-лизовских машин, таких как Indian, Velocette, Matchless. Однако впереди всех, благодаря своей надежности и «всеядности» оказался американский Harley Davidson WLA 42, в народе прозванный «Валуем» за свою некапризность и безотказность.
История мотоциклов в послевоенный период
В разгромленной и обедневшей послевоенной Европе не было места для дорогой техники. Обычный человек едва ли мог позволить себе велосипед. Мотопром был вынужден подстраиваться под эти условия и выпускать очень дешевые машины. На арену вышли двухтактные моторы – топливо тогда было еще сравнительно дешевое. Военный период привнес много новых нестандартных решений в промышленность, в том числе и в сферу мотоциклостроения.
Результатом одного из таких решений стало появление нового класса – мотороллеров. В 1946 году по проекту авиационного инженера Коррадино Де Асканио итальянская компания Piaggio запускает чрезвычайно удачную серию Vespa. Совсем не похожий на классику, это был первый мотоцикл в мире такого типа и являлся воплощением простоты и функционала, был прост в изготовлении и быстро получил распространение по всему земному шару. Он имел безрамную конструкцию, небольшой маломощный мотор и всего три скорости. Вертикальная посадка обеспечивала особый комфорт для ездока, «Веспами» без труда пользовались женщины и пожилые. Став законодателем новой моды, «Веспа» часто появляется в кинематографе XX и XXI века, а также наряду с другим скутером Lambretta являлась неотъемлемой частью британской молодежной субкультуры 50-х годов.
Первый мотороллер Vespa 1946 год.
История возникновения мотоциклов в Японии начинается в 1946 году, когда Соичиро Хонда строит свой самый первый мотоцикл, который представляет собой велосипед с 50-ти кубовым электромотором, а через четыре года на внутренний японский рынок выходят такие известные сейчас марки как Suzuki и Kawasaki. Примечательно, что практически все знаменитые компании, занимающиеся производством мотоциклов, ранее имели несколько иной род деятельности, это правда совсем не означает, что такие фирмы переквалифицировались на создание только мотоциклов. Так было с Yamaha, создатель которой в 1897 году начал свой бизнес с выпуска музыкальных инструментов, а уже в 1950-м году был создан первый двухтактный Yamaha YA-1. И если в начале своего пути японцы также, как и мы занимались по большей части копированием немецких аппаратов, то уже к концу 60-х японские аппараты заполнили международный рынок.
Двухтактный японский мотоцикл Yamaha YA-1 1950 год.
Современная эра создания мотоцикла
К 70-м годам автомобили как средство передвижения начали вытеснять мотоциклы. В Европе расширяется и упрощается производство дешевых авто и мотоцикл становится скорее хобби, стилем жизни. Появляется мода на тяжелые и скоростные шоссейные модели. Здесь преуспевают японские мотоциклы с четырех цилиндровыми моторами. Одновременно с этим возрастает мода и на лихачество, агрессивную езду, которая доходит и до СССР. Сам образ мотоциклиста сильно пострадал из-за преимущественного использования данного средства передвижения грабителями и вандалами. Однако вернуть благородный облик удалось буквально через десять лет.
Мотоцикл Honda CB350 1970 год.
Мотоспорт активно развивался и делился на различные специализации, что послужило появлению мотоциклов класса «стрит», а также внедорожных «эндуро» и «триал», так и появились виды мотоциклов. История появления мотоцикла с тремя и четырьмя колесами, именуемыми, соответственно, трайками и квадроциклами, начинается примерно в эту же временную эпоху с появлением арочных шин низкого давления.
В начале 1980-х активно возрастает применение электронных элементов, а также изготовленных из пластика деталей. Двухтактные моторы отходят на второй план, во многом из-за увеличения кубатур двигателей. Возрастают и обороты скоростных серийных машин. Мотоциклы начинают оснащать пневматической подвеской, дисковыми тормозами. С точки зрения дизайна начинает вырабатываться современный стиль, немногим отличающийся от сегодняшних моделей. Фильмы история мотоциклов.
Мотоцикл Honda CB250 1980 год.
Современные мотоциклы России история крайне плачевная, поскольку их просто-напросто нет. Произошло это в связи с падением спроса, ввиду того, что большинство населения в 90-х обзавелось автомобилями. Любые попытки восстановить производство потерпели неудачи – оборудование устарело, качество сборки крайне низкое.
Мотоцикл Honda CBR250 1990 год.
Вывод
История мотоцикла на этом не заканчивается – экспоненциальное развитие технологий и науки в любом случае очень скоро приведет изобретателей к применению новых материалов, отказу от нефтяного топлива, увеличению КПД моторов и еще многому, о чем мы пока даже не можем подозревать.
История мотоциклов отечественного производства
Мало кто знает, но история создания мотоциклов началась совершенно случайно. Живший в конце девятнадцатого века на территории Германии инженер-изобретатель Готлиб Даймлер долгое время проводил у себя в мастерской, разрабатывая бензиновый двигатель. Ему удалось не только собрать работающий агрегат, но и сделать конструкцию, очень похожую на современную мототехнику. Мужчина вовсе не думал изобретать мотоцикл, а лишь хотел проверить работу двигателя. 29 августа 1885 года он выехал за пределы своего огромного двора на двухколёсном транспортном средстве, приводимом в действие при помощи бензинового силового агрегата. Именно этот день принято считать началом эры мотоциклостроения.
Отечественное производство
Отечественная история создания мотоциклов началась в 1913 году. Именно на заре двадцатого века были предприняты попытки организовать импорт деталей из Швейцарии, а также наладить сборку лёгких мотоциклов. Для этого были выделены производственные мощности на заводе «Дукс», располагавшемся в столице. Но из-за начавшейся Первой мировой войны пришлось остановить конвейер.
Первым несерийным мотоциклом, который собрали на территории СССР, считается модель, получившая название «Союз». Она была спроектирована благодаря энтузиазму целой группы московских инженеров, работавших под руководством П. Н. Львова. Модель получила довольно мощный одноцилиндровый четырёхтактный силовой агрегат, рабочий объём которого составлял 500 см 3 . Несмотря на то что разработка закончилась успехом, массовая сборка была невозможной, так как завод изменил профиль своей деятельности.
Уже через четыре года после того, как в Москве была собрана и испытана первая модель, история мотоциклов отечественного производства получила продолжение. В Ижевске было принято решение создать конструкторское бюро, главной задачей которого стало мотоциклостроение. Возглавил группу специалистов Пётр Можаров, который считался одним из талантливейших инженеров тех времён. Под его началом стартовали кропотливые конструкторские работы, а уже через несколько лет было создано целых пять моделей мотоциклов, которые успешно прошли все испытания и были готовы к серийному производству. Именно так начиналась история создания мотоцикла ИЖ.
Байки из Ижевска
История мотоциклов ИЖ началась с моделей, которые получили название ИЖ-1 и ИЖ-2. Они оснащались двухцилиндровым V-образным силовым агрегатом, объём которого составлял 1200 см 3 . При максимальных нагрузках этот двигатель способен выдавать 24 л. с., что по тем временам было неплохим результатом. Как только мотоциклы поступили в серийное производство, были сконструированы и испытаны следующие модели, такие как ИЖ-3, 4 и 5.
ИЖ-3 получил V-образный двухцилиндровый двигатель, объём которого был значительно меньше, чем у предшественников, и составлял 750 см3. Самым лёгким и бойким в линейке получился ИЖ-4, который имел в своём оснащении двухтактный мотор с одним цилиндром. ИЖ-5, получивший привлекательное название «Композиция», позаимствовал силовую установку у мотоцикла «Неандер», однако внешнего сходства с ним не имел.
Только имея готовый модельный ряд, руководство Советского Союза всерьёз задумалось над строительством завода, на котором будут собирать отечественные мотоциклы. На этот момент в стране существовало сразу несколько конструкторских бюро, которые располагались в Ленинграде, Ижевске, Харькове и Москве. После того как была собрана комиссия экспертов Президиума ВСНХ СССР и детально изучен этот вопрос, мотоциклетный завод решили построить в городе Ижевске.
В 1933 году с конвейера сошли первые мотоциклы, а конструкторы продолжали работать над новыми моделями. Однако из-за начавшейся войны все проекты пришлось заморозить. Конструкторы вернулись к своим обязанностям лишь в 1946 году, после чего было налажено серийное производство мотоциклов серий «Сатурн», «Орион», «Сириус», и «Сатурн».
«ИЖ-Планета»
В 1962 году началась история мотоцикла «ИЖ-Планета», который стал настоящей легендой отечественного мотоциклостроения. Старшее поколение, прожившее много лет в стране с социалистическим строем, наверняка помнит, как практически все парни мечтали иметь ИЖ-ПС («Планета Спорт»). Модели, представляющие эту линейку, нередко встречаются на городских дорогах и сегодня.
История мотоциклов «Минск»
Минский мотоциклетно-велосипедный завод начал свою деятельность в послевоенный период, а именно в 1945 году. Запустить производственные мощности стало возможно благодаря импортному оборудованию, которое привезли с территории Германии, объявившей о своей капитуляции. Первые шесть лет выпускались исключительно велосипеды, а уже с 1951 года стартовала серийная сборка мотоциклов.
Первым байком, выехавшим с территории завода, был «Минск-М1А», который имел много общего со своими зарубежными аналогами. Например, передняя часть мотоцикла была очень похожа на немецкую модель DKW-RT125, которая получилась невероятно успешной. DKW-RT125 был настолько грамотно продуман, что разработкой немецких конструкторов заинтересовались не только в Советском Союзе, но и в таких странах, как Япония, США и Великобритания.
Время шло, и необходимо было менять внешний облик мотоциклов на более современный. Руководство страны поручило конструкторам завода поработать не только над экстерьером, но и увеличить долговечность конструкции. Стоит отметить, что заводчане подошли с полной ответственностью к выполнению задания, и в 1974 году, в канун Дня Конституции СССР, была представлена модель дорожного мотоцикла ММВ3-3.111. Однако история мотоциклов, собранных белорусскими специалистами, на этом не закончилась.
Красавец М-106
Симпатии советских граждан были отданы байку, получившему название М-106. Этот красавец имел комбинированную окраску в два цвета (вишнёвый и чёрный). Но главной особенностью стало то, что, несмотря на серьёзные отличия от своих предшественников, 84% деталей были взаимозаменяемыми. То есть при выходе из строя, например, поршневой группы, для ремонта можно использовать аналогичную деталь, снятую с другой модели мотоцикла “Минск”.
«Урал» (ИМЗ)
История мотоциклов «Урал» берёт своё начало в предвоенные годы. Сразу несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Харькове и Москве, получили задание от правительства: сделать отечественный аналог немецкого мотоцикла BMW R71. Для этого в Швеции были куплены пять единиц зарубежной техники, которые тайно перевезли в Советский Союз.
Работы над «клонированием» начались в 1941 году, и до начала боевых действий было создано три мотоцикла, которые поступили на службу в советскую армию. Конструкция оборудовалась противотанковой установкой «Конкурс-М». Однако из-за войны пришлось перенести производственные мощности на восток, в небольшой уральский город Ирбит. Именно здесь была налажена массовая сборка. Несмотря на непрекращающуюся работу, удовлетворить потребность армии в мототехнике так и не удалось. Для того чтобы выйти из трудного положения, государство было вынуждено закупать технику в США и Великобритании до окончания Второй мировой войны.
Мотоциклы для гражданского населения
Невзирая на боевые действия, завод смог не только пережить колоссальные трудности, но и продолжил работать после капитуляции фашисткой Германии. Первый мотоцикл, получивший название «Урал», сошёл с конвейера в 1960 году. Это была модель М-61, которая на протяжении трёх лет собиралась на ИМЗ.
В истории мотоциклов «Урал» были не только чёрные полосы. После линейки М-61 появилась серия М-63. Она могла похвастаться байками, характеристики которых находились на уровне, а порой и превосходили своих лучших зарубежных аналогов. Наиболее успешными считаются «Стрела» и «Кросс-650».
Индекс «Урал» использовался до 1976 года. Именно в этот период появилась модель М 67-37, которая стала последней в линейке. ИМЗ работает и по сегодняшний день. Предприятие сделало серьёзный ребрендинг и собирает мотоциклы, способные конкурировать с любыми мировыми лидерами.
«Восход»
История мотоциклов «Восход» началась с 1965 года. Эти байки пришли на смену модели К-175, которая тоже собиралась на заводе им. Дегтярёва. Как и все остальные мотоциклы, «Восход» имеет сильные и слабые стороны. К последним можно с уверенностью отнести стоимость нового мотоцикла, а также простоту его конструкции. Он был более доступным для среднестатистических граждан, нежели ИЖ или “Ява”, и не таким прихотливым в обслуживании.
«Восход», как правило, покупали малоопытные водители, которые слабо разбирались в технической части самого аппарата. Это объясняется тем, что в конструкции нет сложных узлов и агрегатов, а устранить поломку можно прямо на дороге, имея при себе минимум инструментов. Однако это вовсе не значит, что мотоцикл не нуждался в обслуживании. Чем больше внимания уделялось профилактике и смазке всех механизмов, тем реже были поломки.
2М и 3М
В 1976 году в продаже появились мотоциклы «Восход-2М», которые являлись доработанной версией своего предшественника. Кардинальных изменений не было, однако двигатель лёгкого отечественного байка стал немного шустрее, головная оптика – более качественной. Подвеска получила усовершенствованные амортизаторы, а также полностью была заменена передняя вилка.
В 1954 году с конвейера сошёл «Восход 3М». Он отлично зарекомендовал себя и выпускался на протяжении восьми лет. 3М получил более качественную систему охлаждения, головную оптику со световым рассеивателем европейского класса. Изменениям подверглась и приборная панель, на которую выводились не только привычные индикаторы температуры, поворотов и спидометр, но и индикатор износа тормозных колодок.
Мотоциклы «Ява»: история моделей
Эти мотоциклы имеют довольно интересную историю и появились спонтанно. Основатель завода, которым был Ф. Янечек, занимался производством огнестрельного оружия и не собирался менять свой род деятельности. Однако вмешался случай. Постепенно количество заказов стало уменьшаться, продажа винтовок не приносила ожидаемой прибыли. Чтобы не стать банкротом, предприниматель принял решение модернизировать заводские мощности и перейти на выпуск мототехники. Он приобрёл патент на производство мотоциклов, которые ранее собирались фирмой «Вандерер». Получив добро на сборку тяжёлых мотоциклов, Янечек в 1929 году запустил конвейер, однако спрос на “Яву” 350 SV был невелик.
Сотрудничая с английским конструктором, чехословацкий предприниматель создал новую модель, которая поступила в продажу в 1932 году. Более лёгкие мотоциклы оснащались 250- и 350-кубовыми четырёхтактными двигателями, позволяющими развивать неплохую скорость. Продажи заметно поднялись и держались на высоком уровне до начала Второй мировой войны. Оккупировав Чехословакию, солдаты вермахта долгое время пытались создать собственный мотоцикл под маркой “Ява”, а также ремонтировали на заводе военную мототехнику собственного производства.
Новая история мотоциклов “Ява” началась в 1945 году. В первое время завод выпускал довоенные модели, однако уже в 1946-м была представлена абсолютно новая “Ява 250”. Мотоцикл привлёк внимание тем, что оснащался очень резвым двухтактным двигателем, а также коробкой передач с автоматическим выключением сцепления.
Знаменитая “Ява 350” увидела свет в 1948 году. Так как предприятие стало государственным и находилось под контролем Советского Союза, это позволило экспортировать мотоциклы за границу. Но главными потребителями оставались советские мотоциклисты, которым пришлось по душе чехословацкое качество.
В период с 1950 по 1970 гг. выпускались такие модели:
- Jawa 250;
- Jawa 350;
- Jawa Pionyr;
- Jawa 360-00;
- Jawa 100 Robot;
- Jawa 50 type 23 Mustang.
Современная история Jawa
Несмотря на то что с развалом Советского Союза спрос резко упал, история мотоциклов “Ява” не закончилась. Предприятие по сей день занимается производством и сборкой мотоциклов. Последней моделью, которая была представлена чешскими конструкторами, является Jawa 250 Travel.
“Днепр”
История мотоциклов “Днепр” началась в послевоенные годы. Практически сразу же после победы над фашистами власти Советского Союза приняли решение о переоборудовании Бронетанкового ремонтного завода. На его месте должен был появиться Киевский мотоциклетный завод.
Переоснащение заводских мощностей не заняло много времени, и уже в 1946 году был собран первый мотоцикл “К1Б Киевлянин”. Конструкторы использовали в качестве прототипа опытную модель немецкого байка Wanderer. Этот 100-кубовый аппарат стоял на производстве до 1952 года.
После К1Б стартовала сборка мотоциклов “Днепр 11”, которая имела в своей комплектации боковую коляску. Следующей моделью стал “Днепр 16”, получивший дополнительный привод на колясочное колесо. Этот мотоцикл был представлен в двух вариациях – с коляской и без неё. Последний имел увеличенные колёса, а также место для крепления люльки.
Несмотря на то что конструкторы КМЗ так и не смогли создать надёжную модель тяжёлого мотоцикла, который бы не так часто ломался, им удалось завоевать сердца многих мотолюбителей. Сегодня можно встретить большое количество переделанных мотоциклов “Днепр”, из которых народные умельцы собирают чопперы и прочие кастомные байки.
Краткая история Российского мотоциклостроения
Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.
В предыдущей статье мы разместили интересную информацию: первая автошкола в России. В этой статье мы расскажем о истории мотоцикла в России.
В настоящее время мотошкола обучает для последующей сдачи на права категории а людей, которые в большинстве своем уже умеют управлять мотоциклом и уже имеют права на машину. У многих учеников имеется уже собственный транспорт, в основном это модели импортного производства, мощные, красивые, с различными «наворотами» вплоть до ABS. Те, у кого нет собственного мотоцикла, планируют приобретать опять же импортную технику. Вместе с тем, если заглянуть в историю создания мотоцикла, развития мотоциклетной промышленности, становится немного обидно за судьбу отечественного мотоциклетостроения. Ведь еще каких-то пятьдесят лет назад Россия успешно конкурировала с западными производителями двухколесной техники.
Официально в мире датой создания мотоцикла считается 1885 год, когда немецкий инженер Готлиб Даймлер, решив испытать бензиновый двигатель, приделал его к двухколесному экипажу и проехался вокруг мастерской. Схема устройства вышла столь удачной, что используется и по сей день. Конструкция породила ряд моделей, которые продолжают усовершенствоваться, не меняясь принципиально.
В России же первые попытки серийного создания легких мотоциклов относятся к 1913-14 году. На основе зарубежного опыта. Московский завод «Дукс» первым начал собирать технику (детали завозили из Швейцарии), но начавшаяся война прервала производственный процесс. Уже после войны, в 1924-м, в Москве, под руководством Львова была разработана модель «Союз». По характеристикам там был один цилиндр, двигатель четырехтактный, объемом около 500 кубиков. «Союз» был по сути первый российский мотоцикл. Прославил же отечественное мотоциклетостроение человек по имени Петр Можаров. В 1928 году в городе Ижевске он возглавил Конструкторское Бюро, где буквально за один год было спроектировано и сделано 5 новых моделей мотоциклов. Среди них – ИЖ-1 (с двигателем 1200 куб.см, четырехтактным двухцилиндровым, мощностью 24 л.с.). Модель имела раму с подобием глушителя, что было ново, большие колеса считались взаимозаменяемыми, что тоже было редкостью. Потом изобретение модернизировали, сделали ИЖ-2 с принудительным охлаждением. С 1930 года группа Можарова творила на заводе «Промет», потом на «Красном Октябре». Одна из наиболее плодотворных моделей того периода – Л-300, трехсоткубовый мотоцикл, выведенный в серийное производство. Через год Можарову дали поручение сконструировать мотоцикл, специально предназначенный для Советской армии, чем он и занялся.
В 1932году был открыт Ижевский завод, прославившийся впоследствии своими мотоциклами на всю Россию. Улучшенный мотоцикл модели Л-300 (ИЖ-7) пошел с его конвейера в серийный выпуск, в массы. ИЖ-7 был очень удачным, крепким, поэтому несколько экземпляров можно встретить у ценителей и по сей день в хорошем состоянии.
В 30-е годы под выпуск мототехники переделали Подольский завод (он выпускал швейные машинки), и опять же П. Мажаров руководил процессом. Параллельно открылся Таганрогский завод (1935). Перед Великой Отечественной войной для армии выпускался М-72. Производилась модель для нужд российских войск в нескольких городах.В Ижевске были усовершенствованы мотоциклы «ИЖ». В результате появились 8, 9, 12 модификации. К сожалению, начавшаяся война перемешала наши достижения. Заводы эвакуировали, изготавливали на них уже имеющиеся модели, нового ничего не изобретали. После войны производство мотоциклов не возродилось ни в Таганроге, ни в Тюмени, ни в Горьком. А вот завод, эвакуированный в Ирбит из Москвы, прославился в дальнейшем даже за пределами нашей страны (марка тяжелых мотоциклов «Урал» ведет свою историю с Ирбитского мотоциклетного завода).
В Ижевске после войны вновь собрали Конструкторскую группу. Привезли немецкие чертежи, фактически скопировали для начала ДКВ «НЦ-350» и выпустили ИЖ-350, потом его модернизируют и назовут ИЖ-49. На трофейном материале постепенно раскручивали советское мотоциклетостроение, и к 70-м годам мотоциклетный завод в городе Ижевск стал ведущим в Союзе. Выпускал он до 350000 единиц техники в год. Фактически наша страна вышла тогда на международный уровень. Среди популярных моделей – ИЖи с «космическими» названиями («Планета», «Юпитер», «Планета-Спорт»). На них с удовольствием колесила сельская молодежь, они часто мелькали в фильмах послевоенного периода (своего рода реклама). Тогда же, после войны, заводу им. Дегтярева в городе Ковров Владимирской области поручили освоить производство мотоциклов. Как прототип в Коврове использовался ДКВ РТ-125. На вывезенном опять же из Германии оборудовании стали серийно выпускать К-125. Одновременно похожую модель стали выпускать в Москве (мотоцикл М1 А «Москва», в простонародье «макака»). Впоследствии «макаками» стали называть все мотоциклы по 125 кубов. Штамповали их серийно в больших количествах. Для массового употребления. Конструкторы были скованы в разработках кубатурой, поэтому мощный послевоенный подъем в 70-е годы сменился периодом затишья в плане новых разработок. Годы перестройки привели в упадок все заводы по производству мотоциклов в России. Сейчас же промышленность крайне медленно начинает подниматься. Однако на фоне доступных импортных мотоциклов наши модели не выигрывают. В Ижевске в качестве основной модели держится «Планета 5», для молодежи сконструировали мотоцикл, напоминающий «чоппер», ИЖ-6 – «Юнкер». Есть также неплохие разработки 50-кубовых мотоциклов, легких. В Коврове создали новую легкую модель – «Пилот», «Восход 3-М» заменили «Совой», с кубатурой 175 или 200.
Первые русские мотоциклы
История возникновения мотоцикла, как средства передвижения, уже обглодана до основания. Нам же стало интересно, когда русские стали проявлять интерес к столь необычному виду техники для тех времен.
Пока запад активно соревновался в достижениях научного прогресса относительно применения двигателя к двухколесной конструкции, наши технари наблюдали за всем со стороны, не понимания практической составляющей этого проекта. Тем временем итальянцы и немцы с переменным успехом двигали прогресс в нужное русло. На стыке веков первые модели мотоциклов были привезены в Россию. Началось доскональное изучение нового чуда техники, которое необходимо было повторить в реалиях Российского Империи или хотя бы руками отпрысков нашей страны.
Так, собственно, и получилось. Покинувшие Россию в конце XIX века братья Вернеры, которые в свое время были реаниматорами журнала «Вокруг света», начавшие выпускать его за свой счет, встали на передовую борьбы за прогресс инженерной мысли. Прежде чем прийти к мотоциклетному бизнесу, Михаил и Евгений тщетно на протяжении нескольких лет пытались заниматься сначала журналистикой, а потом ремонтом бытовой техники. Но это занятие быстро надоело отчаянным ребятам, и они с неподдельным интересом начали изучать велосипеды с мотором, собрав к 1896 году свою собственную модель.
Путем проб и ошибок была получена модель 1897 года с мощностью 0,75 л.с. и 1200 об/мин. Максимальная скорость такого полувелосипеда/полумотоцикла равнялась 35 км/ч. Уже к 1901 году модель была доработана, внедрено электрическое зажигание, и началась славная пора для мотоцикла марки «Вернер». Братья имели успехи даже в Германии, где своих технарей хватало выше крыши. В последствии этот мотоцикл стал основой для всех остальных моделей этого средства передвижения по всему миру.
В 1898 году в Санкт-Петербурге проводилась едва ли не самая первая мотоциклетная гонка, только часть ее участников соревновалась на трициклах. После этого события начались разговоры, что пора бы и в России начать производить собственное чудо техники, иначе можно существенно отстать от Европы, чего всегда патологически боялись в нашем государстве.
Глас народа был подхвачен моментально, и в конце века рижская велосипедная фабрика «Россия» под руководством А.А. Лейтнера вызвалась стать первооткрывателем в этой области. Хорошие связи Лейтнера с братьями Вернерами помогли получить лицензию на производство аналогичного мотовелосипеда. И началась цепная реакция, которая подарила стране марки мотоциклов «Дукс», «Балтия», «Фортуна» и др., производившиеся на различных фабриках Российской Империи по всей ее территории.
Но настоящим гигантом отечественного мотопрома суждено было стать Ижевскому заводу им. Ленина, подарившему миру «Иж», но это уже совсем другая история.