38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История DUCATI – МОЙ МОТОЦИКЛ

История марки Ducati

Мотоциклы Ducati выпускаются итальянской компанией, расположенной в городе Болонья. Ducati Motor Holding S.p.A. входит в состав немецкого автопроизводителя Audi AG. Фирма основана в 1926 году в Болонье Антонио Дукати и его тремя сыновьями — Адриано, Марчелло и Бруно. Первоначально компания занималась изготовлением радиотехники.

В 30-х годах прошлого века дело процветало, поскольку в предвоенной Европе вырос спрос на рации, оптические прицелы, громкоговорители и рупоры. Предприятие было настолько успешным, что Дукати начали строить новый завод. Несмотря на разрушительные бомбардировки, производство поддерживали во время Второй мировой войны. Однако по ее окончании спрос на радиотехнику значительно снизился, и фирма была национализирована государством.

Для загрузки производства руководство решило наладить выпуск транспортных средств. Выбор пал на небольшие и недорогие веломоторчики, спроектированные Альдо Фаринелли и продающиеся под маркой Siata. Фирма инженера не могла справиться с растущим спросом, поэтому по предложению правительства Фаринелли продает лицензию на изготовление моторов Ducati, а сам возвращается к любимому делу — созданию и тюнингу спорткаров.

Так, на свет начали появляться веломобили под названием Cucciolo, что в переводе означает «щенок». Они комплектовались 50-кубовым двигателем и выгодно отличались от конкурентов хорошей тягой на низких оборотах, что было удобно при гористом рельефе Италии.

Ducati Cucciolo (1950 год)

Моторы быстро расходились, и уже к началу 1950 года устанавливались более чем на 50% моторизированных велосипедов. Вдохновленные успехом, братья установили более амбициозную цель: выпуск настоящего мотоцикла и завоевание моторынка страны.

В 1952 году появляется модель Cruiser, которая комплектовалась 175-кубовым горизонтально расположенным одноцилиндровым четырехтактным двигателем с верхними клапанами мощностью 8 л.с. Кроме того, мотоцикл получил электростартер и автоматическую коробку передач.

Мотоцикл был настолько передовым в технологическом смысле, что публика просто не смогла оценить его по достоинству. Продажи шли вяло. В течение двух лет было изготовлено несколько тысяч единиц модели, а потом ее производство прекратилось.

Ducati Cruiser (1952–1954 год)

Компенсировать неудачу удалось наступлением на фронте маленьких моторов: почти сразу выходит 3-скоростной Cucciolo с двигателем объемом 55 куб. см. и 98-кубовый Cruiser. Эти мотоциклы первыми комплектовались хребтовой рамой, телескопической вилкой и задним маятником.

Новый виток развития компании начинается в 1954 году, когда должность главного инженера занимает Фабио Тальони. Первой его работой стал 100-кубовый 100 Gran Sport, который определил направление движения Ducati на ближайшие 15 лет.

Чтобы увеличить мощность мотора, Тальони наращивал его обороты. Распредвал он переместил в головку цилиндра. Привод осуществлялся через вертикальный вал и две пары конических шестерен. Это позволяло двигателю выдерживать до 11500 об./мин. Восьмидесятикилограммовый мотоцикл разгонялся до 130 км/час. Модель сразу же принесла команде Ducati победу в классе 100 куб. см.

Ducati 100 Gran Sport (1955 год)

В 1956 году Тальони разрабатывает десмодромный привод клапанов, который появляется на готовом 125-кубовом одноцилиндровом мотоцикле только спустя два года. В 1959 году выходит двухцилиндровая версия модели, которая приносит команде Ducati первые места в чемпионате.

Однако руководство все еще государственного производителя мотоциклов сочло это направление слишком затратным и сократило его финансирование. К концу 50-х делается упор на выпуск мотоциклов для массового рынка с моторами объемом 175 и 200 куб. см.

В начале 60-х годов выходит Ducati 250 с 18-сильным четырехтактным одноцилиндровым двигателем с верхним распределительным валом. Этот мотор можно было нарастить до объема 450 куб. см.

Ducati 250 (1961–1963 год)

В 1964 и 1968 годах выходят две модели с 250-кубовыми моторами Мach 1 и Mark 3D.

Тальони был довольно амбициозным инженером и в 1968 году задумал практически невероятное — выпуск мотоцикла с десмодромным двигателем. Их изготовление требует большой точности, поэтому запускать такие модели в серию — шаг рискованный, на который даже сейчас никто не решается. Но в Ducati не боялись трудностей, и Тальони начал разработку моторов крупной кубатуры.

Первым появился двигатель под названием Apollo объемом 1300 куб. см. Инженер создавал его по заказу дорожных служб США. Две пары цилиндров были установлены под углом 90 градусов друг к другу, а мощность мотора достигала 100 л.с. Мотоцикл с этим силовым агрегатом разгонялся до 210 км/час, но на то время не было шин, которые бы позволили выпустить этот байк на дорогу.

К этому проекту Фабио вернулся в 1970 году, когда пришло время дать ответ японцам, заполонившим рынок крупными мотоциклами. Выпускается Ducati 750GT с объемом 750 куб. см. и мощностью 60 л.с. При массе 185 кг он разгонялся до 200 км/час, а его форсированная версия, Super Sport 750, укомплектованная десмодромным приводом, — до 215 км/час. Модели в очередной раз позволяют подтвердить чемпионский титул на мотогонках.

Ducati 750GT (1972–1974 год)

Следующими разработками Тальони стала замена распредвала из конических шестерен зубчатым ремнем, а также использование при производстве цилиндров алюминиевого сплава и никель-кремниевого покрытия вместо чугуна. Кроме того, появляется узнаваемая рама Ducati, сделанная из труб хром-молибденовой стали, внизу которой подвешен мотор.

В 1979 году появляется самый быстрый 500-кубовый мотоцикл 500 Pantah, который позднее был дополнен 350- и 600-кубовыми версиями.

В 80-х годах финансовое состояние Ducati ухудшается. Правительство Италии, которое было владельцем марки, в 1985 году заключает контракт с ее конкурентом — мотоконцерном Cagiva. Предполагалась, что на производственных мощностях Ducati будут выпускаться моторы для мотоциклов ее нового владельца, а сама марка канет в Лету. Однако владельцы Cagiva не решились «убить» Ducati. Они выпускали под собственным именем 2-цилиндровые мотоциклы в стиле эндуро с моторами Ducati, а легендарной марке оставили производство дорожных байков.

В этом же году место ушедшего на пенсию Фабио Тальони занимает Массимо Борди. Под его руководством модельный ряд Ducati ждало обновление. Используя 350-, 750- и 904-кубовые моторы Pantah, компания выпускает одноместные спортивные мотоциклы 350F3 и 750F1, а также туристические байки 350/750 Paso и Super Sport. Моторы устанавливались на новую ходовую, которая использовала пространственную раму и заднюю подвеску с центральным моноамортизатором.

В 1989 году пересмотрена внешность спортивного Ducati Super Sport, а также появилась его 900-кубовая версия.

В это же время начинается сотрудничество Ducati и фирмы Termignoni, которая занималась изготовлением выхлопных систем.

В 1992 году появляется легендарная модель Monster, созданная дизайнером Мишелем Галуцци в стиле «обнаженная сила». Она комплектовалась двухцилиндровым мотором с воздушно-масляным охлаждением и двухклапанными головками цилиндров.

В 1993-м выходит Ducati 916, дизайн которого разработан Массимо Тамбурини, сотрудничавшим с Bimota, MV Agusta и Brutale. Особенностью модели была консольная подвеска заднего колеса и передний перевернутый «телескоп». Гоночная версия модели принесла победу в чемпионате мира в 1994 и 1995 годах. Он установил и удерживал в течение долгого времени рекорд скорости для двухколесных транспортных средств — 260 км/час. До 100 км/час байк разгонялся за 3 секунды.

Ducati 916 (1993–1998 год)

В 2000 году компания выпускает двигатель Testatretta («узкая голова»), который совершает очередную революцию в мире мотоциклетных моторов. При разработке каждый его фрагмент моделировался на компьютере с целью повышения прочности и уменьшения массы. Двигатель получил тарелки клапанов большего диаметра, меньший угол между клапанами и оптимальную форму камеры сгорания. Модель Ducati 996R комплектовалась этим мотором мощностью 138 л.с. при 10 200 об./мин.

Со временем братья Кастильони решили расширить производство и продали часть акций американскому инвестору, после чего они начали котироваться на Нью-Йоркской бирже. С 1998 года полным пакетом акций Ducati владеет американский фонд частных инвестиций TPG. В 1999 году компания переименована в Ducati Motor Holding SpA.

В 2001 году Ducati с прототипом Multistrada начинает завоевывать сегмент внедорожных байков. Специально для этой модели создан новый мотор — 992-кубовый десмодромник с системой воздушного охлаждения. Затем появляется серия 998 с двигателем Testatretta и такой же ходовой частью, как у модели 996.

В 2006 году акции Ducati выкупил итальянский фонд Investindustrial. В этом же году дебютирует модель Desmosedici RR. А в следующем появляются 1098 и Hypermotard, с помощью которой Ducati вошла в класс супермотард.

В 2008-м появляется преемник Monster — Monster 696, который получил совершенно новую стилистику и комплектуется радиальными тормозными суппортами Brembo. Этот мотоцикл пользуется наибольшей популярностью у российских покупателей, с тех пор как марка Ducati вышла на рынок нашей страны. Сейчас дилеры Ducati присутствуют в восьми российских городах.

Monster 696 (2008 год)

В 2010 году марку покупает Audi AG. Сейчас Ducati — один из лидеров среди производителей мотоциклов, который может похвастаться огромным количеством завоеванных наград на самых престижных соревнованиях. Ее модели продаются более чем в 60 странах, в основном в Европе и Северной Америке.

МОЙ МОТОЦИКЛ

История DUCATI

История Ducati неразрывно связана со спортом. Созданное почти случайно в конце 40-х производство мотоциклов уже в начале 50-х пошло на спад. Надо было срочно спасать положение, и компания решила, что лучшим выходом будет заявить о себе в гонках. Стараниями Фабио Талиони идея была воплощена в жизнь. Так Ducati стала компанией, которая создавала гражданские байки на основе гоночных, а не наоборот и, невзирая на отнюдь не феноменальные (поначалу) успехи в спорте, навсегда осталась «самой гоночной».

Как это не парадоксально, но история самого «гоночного» мотобренда начиналась отнюдь не с мотоциклов. Основанная в 1926 году семейством Ducati (братья Bruno Cavalieri, Adriano и Marcello) компания начинала с производства электроники. К началу второй мировой войны на службе у «Societa Radio Brevetti Ducati» — именно так основатели «обозвали» свой бизнес — состояло более 10 тысяч человек, а производимые компанией радиоприемники, электронные компоненты и даже фотоаппараты были известны во всем мире. Дела шли, и братья не помышляли о смене рода деятельности. Свои коррективы внесла война.

Читать еще:  Самые дешевые мотоциклы: топ-10 моделей для новичков и подростков

По окончании Второй Мировой жизнь в Италии сильно изменилась. Благополучие и достаток развивающегося государства сменились разрухой и нищетой. Страна погрузилась в эпоху унылого послевоенного существования. Уничтожено было все, включая транспортную инфраструктуру. Тотальная бедность и почти полное отсутствие общественного транспорта толкало итальянцев на поиск недорогой альтернативы пешей ходьбе. Логично, что ею стал велосипед.

Идея, возникшая в голове итальянского инженера Aldo Farinelli, казалось, лежала на поверхности, однако в голову пришла только ему. Спустя месяц после окончании войны на принадлежавшей ему небольшой фабрике SIATA он наладил производство небольшого 50-ти кубового двигателя, который по задумке автора следовало крепить на велосипед. Мысль оказалась настолько удачной, что уже через некоторое время заводик перестал справляться с заказами и Aldo Farinelli согласился продать лицензию более крупной компании. Ею стала национализированная в конце войны Ducati. К 1950 году завод в Borgo Panigale (Болонья) произвел 200 тысяч «щенков» — так мотор назвали из-за характерного звука выхлопа, напоминающего лай щенка. Кроме двигателей к тому времени на заводе собирали и первый мотоцикл Ducati — 65-кубовый TL-65. Столь грандиозный успех, казалось бы, сомнительного начинания многое изменил. Мотоциклетное подразделение более не напоминало бизнес ради дополнительного заработка и требовало постоянного внимания. Потому в 1953 году компания была разделена на две: Ducati Meccanica SpA и Ducati Elettrotecnica (последняя была переименована еще раз в 1980 году в Ducati Energia).

1954 год ознаменован событием, предопределившим путь развития компании. Им стал приход в Ducati молодого и талантливого инженера Fabio Taglioni. Фабио стал автором большинства нововведений Ducati, в том числе и уникальной технологии Desmo. Его технический гений сделал Ducati звездой мотоспорта.

Разработанный Fabio Taglioni одноцилиндровый 98-ти кубовый девятисильный мотоцикл стал родоначальником победоносной серии мотоциклов Ducati. Первую серьезную победу байк завоевал в 1955 году. Gran Sport под управлением талантливого пилота Gianni Degli Antoni выиграл девятидневную гонку Motogiro d’Italia в своем классе. При этом он опередил большинство 250-ти кубовых конкурентов и даже более современные Benelli. Даже создатель Marianna (100cc) — так был назван мотоцикл позднее, был удивлен результатом, продемонстрированным Антони. Феноменальный успех Gran Sport вынудил компанию ускорить работу над новой 125-ти кубовой моделью, которая должна была принять участие в гонках Гран-При — на тот момент самых престижных мировых соревнованиях. Талиони создал байк в рекордные сроки. 15 июля 1956 года мотоцикл был представлен 40-ка тысячной армии поклонников мотогонок на Гран-при Швеции. Вместе со всеми знакомился с байком и Дельи Антони… Впрочем, не взирая на трудности, Дегли выиграл гонку в Швеции, опередив Олле Нигрена на 3 секунды, и принес Ducati первую победу в Гран-При.

Правда, грандиозные успехи Ducati на гоночном поприще продолжались недолго. Двумя месяцами спустя, на практике, предшествующей Гран-При Италии, Дельи Антони погибает, не справившись с управлением. Заменивший же его Альберто Гандосси оказался не в состоянии повторить успех Антони. В результате, Ducati была вынуждена отказаться от своей гоночной программы на весь 57 год, сосредоточившись только на разработке новых и совершенствовании существующих продуктов. А уже в 1958-м мотоциклы Ducati DESMO уверенно выступали в гонках Больших Призов, поставив под сомнение доминирование MV Agusta. Хотя до чемпионских титулов дело так и не дошло, этот успех Ducati стал едва ли не самым главным в истории компании — ибо уже несколько лет спустя место лидеров надолго закрепилось за японскими производителями.

В октябре 1959 года Fabio Taglioni приступил к работе над новым двухцилиндровым 250-ти кубовым мотором. В его основу лег хорошо зарекомендовавший себя 125-ти кубовый двигатель Ducati. А 10 декабря 1959 года генеральный директор компании Ducati Механика Giuseppe Montano официально представил Mike Hailwood в качестве пилота нового мотоцикла DESMO 250сс. Майк должен был принять участие в гонках Чемпионата Мира 1960 года, старт которого был назначен на весну.

Невзирая на то, что испытания нового байка уж проводились в Монце, англичанин Майк потребовал дополнительных тестов. Он считал, что на медленной и неровной итальянской трассе мотоцикл не мог раскрыть весь свой потенциал, а потому его следовало проверить еще и в Silverstone (каждый кулик хвалит свое болото). Так, в марте 1960 байк прибыл в Великобританию. Следует отметить, что в чем-то он был прав. В первые же дни Майк смог проехать круг за 2 минуты 10 секунд и позднее продолжал улучшать свое время. К моменту же официального дебюта на английской трассе, который состоялся 9 апреля, Майк установил абсолютный рекорд круга и максимальной скорости, развив 147 км/ч.

Впрочем, на этом первая золотая эра Ducati и завершилась. Приход в гонки мотоциклов японских брендов поначалу вынудил европейские модели переходить в более “кубатурные” классы, а затем и вовсе на долгое время потеснил их из гонок Гран-При. Так, в 1961-м европейцам не осталось места в классах 125 и 250сс, а начиная с 1970-го их потеснили и в самом престижном, 500-кубовом классе. Еще 5 лет (в основном, стараниями Giacomo Agostini) первое место удерживала MV Agusta, однако переход первого пилота команды в Yamaha нанес сокрушительный удар по позициям европейских производителей в гонках Чемпионата мира. Примечательно, что в истории Гран-При того времени совсем не нашлось места для Ducati. Впрочем, ничего удивительного в том не было. Будучи государственным предприятием, Ducati в конце 60-х и начале 70-х не уделяла должного внимания гонкам. Правила игры диктовало государство, которое не видело в «покатушках» ровно никакого смысла.

Большой прорыв в технологическом развитии компании произошел в 70-х, когда свет увидел легендарный 750GT. Существует несколько гипотез о появления нового мотора. Особенно любопытна вот эта. В начале 60-х Fabio Taglioni, выполняя американский заказ, вел разработку четырехцилиндрового двигателя объемом 1300 см3. Двигатель был создан, однако, испугавшись результата (байк развивал скорость свыше 200 км/ч), заказчик отказался от затеи. Понимая, что спросом у широких слоев потребителей продукт пользоваться не будет, Талиони просто «разрезал» мотор пополам, немного увеличив объем “половинки”. Так появился двухцилиндровый L-образный 750-ти кубовый двигатель Ducati. Главным успехом DESMO-версии этого байка стала победа Пола Смарта на гонке “Имола-200”.


Следующей страницей в славной истории Ducati стал мотоцикл 900SS. История его успеха неразрывно связана с одной из главных легенд мировых мотогонок. Речь о триумфальном возвращении в мотоспорт Mike Hailwood после участия в гонках “первой” формулы. В 1977 году в Сильверстоуне он встретил Стива Уэйна. После недолгой беседы Уэйн предложил Майку попробовать новый байк Ducati. Майку понравился мотоцикл и в шутку он предложил Уэйну выступить на нем в гонке Isle of Man TT в будущем году. Стив, видимо, шутку не понял, и немного погодя Хэйлвуд подписал с ним контракт.

На гонку Уэйн привез три специально подготовленных байка Ducati. Мотоцикл развивал мощность 87 л.с. и превосходил даже четырехцилиндровый прототип Honda. Впрочем, не взирая на уровень подготовки, мощность байка и грандиозный талант Хэйлвуда, мало кто ожидал столь феноменального успеха. Майк выиграл не только Isle of Man TT, но и неделей спустя посрамил “непобедимых японцев” в Mallory Park!

В 1979 году на свет появилась самая быстрая серийная пятисоткубовая модель — Ducati 500 Pantah, которая позднее была дополнена версиями 350 и 600 сс. Между тем, в начале 80-х над компанией нависла угроза. Производство мотоциклов не приносило прибыли, и государство задумалось о продаже предприятия. В 1983 между корпорацией Cagiva, итальянским правительством и Ducati было заключено соглашение, и компания впервые за 40 лет сменила собственника. К счастью, новые владельцы не стали прикрывать лавочку (хотя логика именно этого от них и требовала) и производство мотоциклов было сохранено. Был сбережен и бренд, однако основные мощности работали на обеспечение силовыми агрегатами мотоциклов Cagiva. Впрочем, несмотря ни на что, именно братья Claudio и Gianfranco Castiglioni привели Ducati ко второй ее золотой эре.

Начало ее было положено 851-кубовым байком, сконструированным инженером Маssimo Bordi. В 1988 году Marco Lucchinelli выиграл первую гонку Мирового Чемпионата Супербайк в “Доннингтон-парке”. Уже в 1990-м модификация 851SBK под управлением Раймонда Роша завоевала первый чемпионский титул. За следующие 15 лет Ducati лишь пять раз(!) уступала корону чемпиона другой марке. Фактически, можно сказать, что Чемпионат Супербайк был создан специально для Ducati. С точностью до наоборот дела у итальянцев шли в гонках Гран-При. Лишь в 2001году, когда дела компании пошли в гору (что даже привело братьев Кастилиони к необходимости продать часть акций для расширения производства), Ducati обратила свои взоры в сторону королевского класса MotoGP. В декабре 2002 года свет увидел прототип гранприйного байка от Ducati-Desmosedici. А в 2003 году список участников мирового чемпионата Больших Призов пополнила красная команда. Примечательно, что в первый же сезон Ducati под управлением Лориса Капиросси смогла закончить сезон на 4-м месте. А в 2006 году пилот Ducati по итогам сезона стал третьим.

История марки Ducati

Услышав это название, любители адреналина готовы сорвать в почтении шляпы. Для них оно значит то же, что Porsche – для автомобилистов. Ducati – марка, прославившаяся не миллионными тиражами, а триумфальными победами в мировых чемпионатах супербайков. Владельцы двухколесных «ракет» этой итальянской фирмы автоматически зачисляются в привилегированный клуб «без красной зоны».

Двухколесные «итальянцы» заметно отличаются от себе подобных, и не только внешностью. Прежде всего, отсутствием красного сектора нежелательных оборотов на тахометре — десмодромный привод клапанов в моторах Ducati снимает эксплуатационные ограничения. Фактически все модели компании «заточены» под агрессивную спортивную езду. Показатель мощности их моторов реален, как ни у каких других — показывает стендовый замер «лошадок» на заднем колесе, а не на эфемерном коленвале двигателя. На Ducati можно принять участие в любых состязаниях супербайков безо всякого дополнительного тюнинга и форсажа — просто купи славное имя и стань лучшим. Это и есть нынешний конек компании — серийные мотоциклы, изначально пригодные для участия в шоссейно-кольцевых гонках. Но путь Ducati к славе был тернист и долог.

Читать еще:  Армированные тормозные шланги Goodridge

В 1926 году братья Андриано и Марчелло Дукати основали в городке Болонья компанию по производству радиотехники. Дело оказалось прибыльным: страна нуждалась в рупорах-громкоговорителях, разносящих бессмертные речи дуче. Потом повалили военные заказы на рации и оптические прицелы. Бизнес дал трещину лишь в конце 40-х годов, когда Италии потребовалось нечто более полезное, чем настенные динамики. Хозяева компании не смогли справиться с проблемами, и, чтобы рабочие не оказались на улице, государство ее национализировало, а потом начало подыскивать для Ducati новую производственную стезю. Стране был необходим дешевый транспорт, поэтому решили выпускать мототехнику.

Первой такой продукцией стали двигатели инженера Альдо Фаринелли — его компания Siata поначалу выпускала наборы для форсирования серийных Fiat, потом, после войны, — вспомогательные дешевые веломоторчики. Но маленькая компания не могла удовлетворить огромный спрос, поэтому Фаринелли согласился на предложение правительства — продать лицензию на выпуск моторчиков мощной в производственном плане Ducati, а сам занялся своим главным делом — созданием спортивных автомобилей и их тюнингом.

Так Ducati пережила новое рождение: бизнес резко пошел в гору, продукцию расхватывали на «ура». При этом компания вовсе не была монополистом. В стране исправно выпускались с пяток других «веломобилей», но «полтинник» Ducati, названный создателем Cucciolo («щенок»), выгодно отличался от продукции конкурентов отменной тягой на низах, что было крайне полезно в гористой Италии. И вот вам факты: из 120 тысяч мотовелосипедов, которые эксплуатировались в стране в 1950 году, ровно половина была оснащена «полтинником» Cucciolo.

Италия, оправившись после войны, постепенно пересаживалась на мотороллеры и легкие мотоциклы. Ducati решила откусить кусочек и от этого пирога. В 1952 году дебютировала модель Cruiser с горизонтальным верхнеклапанным 175-кубовым двигателем (1 цилиндр, 8 л.с.), электростартером и автоматической КПП – шедевр по тем временам. И именно поэтому машину ждал коммерческий крах – итальянцы оказались не в состоянии оценить ее по достоинству. Впрочем, эта неудача была компенсирована массированным ударом на малокубатур- ном фронте: сначала появился 55-кубовый 3-скоростной Cucciolo, затем 98-кубовый Cruiser (это уже полноценные мотоциклы с хребтовой рамой, телескопической вилкой и задней маятниковой подвеской). Чуть позже дебютировала его “заряженная” до 6,5 сил модификация 98 Sport. Ducati сделала правильный ход – предложила дешевые и динамичные (байк Sport мог разогнаться до 95 км/ч!) мотоциклы.

В 1954 году пост главного конструктора в компании занял молодой инженер Фабио Тальони, с которого и началась звездная история Ducati. Первым делом он спроектировал 100-кубовый Ducati 100 Gran Sport, который не только приносил победы гонщикам-любителям, но и определил техническое развитие компании на пятнадцать лет вперед. Стремясь повысить мощность двигателя за счет увеличения оборотов, Тальони переместил распредвал в головку цилиндра. Привод осуществлялся вертикальным валом и двумя парами конических шестерен. Такая конструкция требовала минимальных допусков при изготовлении. Мотоцикл при весе всего 80 кг развивал скорость 130 км/ч, мощность мотора поднялась до 9 л.с. при 9000 об./мин. Характерная деталь, говорящая о многом, – не слишком совершенный (по нашим меркам) агрегат выдерживал перекрутку до 11500 об./мин.! Команда Ducati на Gran Sport немедленно взяла все призовые места в классе 100 кубиков.

Молодой Тальони не довольствовался достигнутым, которое, к тому же, было не столь уж и выдающимся. Он задумал техническую революцию. Речь идет о применении уже упомянутого десмодромного привода клапанов.

Дело в том, что высокооборотистые 4-тактные двигатели того времени страдали неприятной болезнью – зависанием клапанов. Они были достаточно тяжелыми, так что из-за инерции на высоких оборотах пружины просто не успевали вовремя их закрывать. Принудительное (десмодромное) закрывание позволяло победить эту хворь. Первый десмодромный 125-кубовый мотор с одним цилиндром появился у Ducati в 1958 году. К сезону 1959 года был подготовлен уже двухцилиндровый вариант. Гонщики компании тут же заняли первые места в чемпионате, но чиновники (Ducati по-прежнему была госпредприятием) решили, что мотогонки стоят слишком дорого, и урезали финансирование этого направления. Главный упор делался на развитие “народного” сектора: выпуск недорогих мотоциклов средней кубатуры. В конце 50-х годов с конвейера компании сходили 175- и 200-кубовые байки. Потом выпустили Ducati 250 – мотоцикл нового поколения, оснащенный одноцилиндровым 18-сильным 4-тактным двигателем с верхним распредвалом (привод – вертикальный вал и пара конических шестерен). Мотор был интересен прежде всего тем, что позволял легко “раздувать” себя без каких-либо серьезных изменений до 450 “кубиков”. В 1968 году Ducati выложила свой главный козырь – заявила о планах серийного выпуска мотоциклов с десмодромным двигателем!

Дело в том, что эта конструкция подразумевает высочайшую точность изготовления, поэтому применять ее на серийных моторах никто не отваживается даже сейчас. Таким образом, говорим “Ducati” – подразумеваем “десмодромник”, и наоборот. В отличие от сложной системы с тремя валами, применяемой на гоночных двигателях (и 250-, 350- и 450-кубовых серийных), в моторе Ducati привод всех коромысел осуществлялся от одного распредвала. Схема имела огромный потенциал, особенно для крупной кубатуры. Пришло время “больших” Ducati.

История создания этих машин такова. В начале 60-х годов Тальони разрабатывал 1300-кубовый байк для дорожных служб США. Заказчик хотел получить итальянского близнеца Harley – большого и мощного. И получил: Тальони сконструировал 4-цилиндровый двигатель (цилиндры сгруппированы парами, установленными под углом 90 градусов), который запросто выдавал 100 “лошадок”. Сам же байк, названный Apollo, мог непринужденно разогнаться до 210 км/ч! Беда была в том, что в те времена не нашлось дорожных шин, способных выдержать такую нагрузку.

Заказчик заметался – уж больно ретивого коня выкормил – и, в конце концов, отказался от проекта. Тальони решил использовать свои наработки в конце 60-х, когда продукцию Ducati стали откровенно теснить японские крупнокубатурники. 1300 “кубиков” – это было чересчур, поэтому Фабио довольствовался половинкой мотора: новый 750-кубовый представлял собой разрезанную вдоль “четверку” – один цилиндр смотрел вперед, второй располагался вертикально под прямым углом. Вся эта комбинация была чуть наклонена, чтобы выпускная труба нижнего цилиндра не уменьшала дорожный просвет. Байк назвали Ducati 750GT, он дебютировал в ноябре 1970 года и произвел настоящий фурор. Мотоцикл весил всего 185 кг и, будучи оснащен 60-сильным мотором, достигал скорости 195 км/ч! Не хватало одного – фирменного десмодромного привода. Полноценный аппарат Ducati Super Sport 750 появился в 1972 году. Вот его показатели: 73 л.с., “максималка” 215 км/ч, разгон до “сотни” – 3,7 сек.! Мир понял, кто выпускает самые быстроходные мотоциклы.

Сделав такой рывок, компания решила подтянуть “тылы”. Но эксперименты с 2-тактными моторами и рядными “двойками” ни к чему хорошему не привели. Модели не пользовались должным спросом, потребитель хотел видеть Ducati непременно с двухцилиндровым V-образным двигателем. К тому времени Фабио заменил привод распредвала коническими шестернями гораздо более экономичным в производстве приводом с помощью зубчатого ремня. Кроме того, вместо чугунных гильз стали применять никель-кремниевое покрытие цилиндров из алюминиевого сплава. Такой мотор стал основой современных Ducati с 2-клапанной головкой цилиндров. Тогда же появилась знаменитая рама “птичья клетка” – пространственная конструкция из труб хром-молибденовой стали, к которой снизу подвешен двигатель. В 1979 году увидела свет самая быстроходная серийная “пятисотка” – Ducati 500 Pantah.

Чуть позже выпустили 350- и 600-кубовую версии.

Все бы хорошо, но в мотоциклетной прессе стали циркулировать слухи об убыточности компании. И действительно, мотопроизводство давно не приносило прибыли, основное внимание уделялось выпуску промышленных двигателей. В 1983 году было заключено соглашение между владельцем Ducati – итальянским правительством, и преуспевающим концерном Cagiva. Планировалось, что для него Ducati станет изготовлять двигатели, а сама марка прекратит существование. Спасли Ducati владельцы Cagiva – братья Кастальони, которые выкупили мотопроизводство компании и решили выпускать под маркой Cagiva лишь мотоциклы в стиле эндуро для путешествий с 2-цилиндровыми моторами Ducati, оставив за легендарной фирмой право производства дорожных моделей. В 1985 году было проведено первое глобальное обновление модельного ряда – уже без участия Тальони, ушедшего к тому времени на пенсию. 350- и 750-кубовые двигатели Pantah были установлены в новую ходовую с пространственной рамой и задней подвеской с центральным моноамортизатором. Одноместные модификации Ducati 350F3 и 750F1 отличались спортивной посадкой и обтекателями гоночного типа, а вариант Ducati 350/750 Paso представлял собой спортивно-туристский мотоцикл с необычной интегральной капотировкой. В 1989 году был переработан дизайн спортивной Ducati Super Sport и появилась модификация с 900-кубовым двигателем. Байки этой серии (с моторами 600, 750 и 900 см куб., обтекателями гоночного типа или с полуобтекателем) до сих пор остаются одними из самых популярных в модельном ряду компании.

Ducati весьма уверенно чувствовала себя в чемпионате супербайков. В 1988 году правила проведения состязаний уже предполагали участие машин, созданных на основе серийных. Так что компания развернулась по полной. Последовала победная серия – гонщики Ducati становились чемпионами мира три раза подряд, с 1990-го по 1992-й. А 1993-й ознаменовался дебютом великолепной Ducati 916. Машина получила обновленную ходовую часть с консольной подвеской заднего колеса и передним перевернутым “телескопом”. На гоночном варианте 916-й англичанин Карл Фогарти стал чемпионом мира в 1994 и 1995 годах. Нельзя не упомянуть еще один байк, основой для которого стал двигатель с 2-клапанными головками цилиндров. Он был создан в 1992 году дизайнером Мигелем Галуцци и тут же получил прозвище Monster, которое стало официальным названием модели. Стиль “обнаженная сила” превосходно сочетался с динамикой 2-цилиндрового V-образного мотора. Ныне такими оснащены все Ducati. На сериях Monster и Super Sport – это потомок Pantah с 2-клапанными головками цилиндров и воздушно-масляным охлаждением. Он выпускается в трех вариантах – 583 (53 л.с.), 748 (64 л.с.) и 904 см куб. (73 л.с.). Мотоциклы Ducati 748 (96 л.с.) и Ducati 916 (114 л.с.) имеют более совершенную десмодромную схему Desmoquatro с 4-клапанными головками цилиндров, жидкостным охлаждением и впрыском топлива. Отметим еще раз, Ducati указывает мощность не на валу двигателя, а на заднем колесе! Компания продолжает удерживать звание производителя самых быстрых мотоциклов в мире. Так, Ducati 916 разгоняется до 260 км/ч и делает “сотню” всего за 3 секунды – это до сих пор рекорд.

Читать еще:  Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать - – автомобильный журнал

Очередной переполох в мотомире Ducati устроила в 2000 году, когда представила двигатель нового поколения – Testatretta (“узкая голова”). Основная схему Desmoquatro сохранена, но каждый фрагмент мотора был доработан. Все картерные детали и цилиндры были подвергнуты тотальному компьютерному анализу – все ради снижения массы и повышения прочности. Изменена размерность двигателя, что дало возможность применить клапаны с тарелками большего диаметра, уменьшить угол между клапанами с 40 до 25 градусов и получить наивыгоднейшую форму камеры сгорания. Новая схема десмодромного механизма не только помогла уменьшить габариты головок цилиндров, но и облегчить регулировку и обслуживание. Ducati 996R, получивший этот мотор, показал 135 л.с. при 10.200 об./мин., тогда как предшественник Ducati 996SPS со “старым” двигателем развивал всего 123 л.с.

Сегодня Ducati – преуспевающая компания. Байки распродаются еще до схода с конвейера. Не так давно, решив расширить производство, братья Кастильони продали часть акций Ducati богатому американскому энтузиасту, что обеспечило их котировку на Нью-Йоркской бирже. Сейчас компания целиком принадлежит американской финансовой корпорации Texas Pacific Group. Но по духу Ducati осталась итальянской – горячей и динамичной. Модельный ряд стал чаще видоизменяться, в том числе расширяться – в нем нашлось место и “туристам”. С конвейера сходит все больше необычных реплик гоночных мотоциклов. Кроме того, 2001 год показал, что Ducati намерена внедриться в сектор внедорожных мотоциклов.

Прототип Ducati – Multistrada – невозможно назвать “эндуро”, чем этот термин ни дополняй: “городской”, “туристский” – все не то. Да и само слово Multistrada (“многодорожье”) ни о какой грязи не напоминает. Посмотрите, в конце концов, на шины! Сама фирма скромно указывает, что она создала новый класс мототехники – “мультистрадный”. Специально для машины спроектирован новый двигатель – 992-кубовая десмодромная двойка воздушного охлаждения. Не исключено, что в 2003 году этот прототип пойдет в серию.

Новинка Ducati – семейство “998” с уже упомянутым двигателем Testatretta. Ходовая часть этих байков практически та же, что и у представителей прошлогоднего семейства “996”. Машины выпускаются в трех вариантах: базовый “998” с 123-сильным двигателем, “998S” – с форсированным до 136 л.с. и “998R” с мотором мощностью 139 л.с. и углепластиковой облицовкой. Вслед за 620-кубовым Monster систему впрыска топлива получил 750-кубовый вариант, так что теперь модели с карбюраторами Ducati не выпускает вовсе, демонстрируя тем самым особый подход к мотопроизводству. За который, собственно, и почитают Ducati.

Ducati

Ducati Motor Holding S.p.A.

Ducati Motor Holding S.p.A. — итальянская компания по производству мотоциклов, штаб-квартира находится в районе Борго Панигале города Болонья. Ducati принадлежит немецкому производителю автомобилей Audi AG.

Содержание

Компания Ducati была основана в 1926 году в г. Болонья. Основателями компании были братья Адриано и Марчелло Дукати. Оба они интересовались радиотехникой, поэтому первым направлением работы компании было именно производство радиотехники. В 20-е годы XX века спрос на рупоры, громкоговорители делал своё дело, и компания отлично развивалась.

После Второй мировой войны спрос на радиотехнику резко упал, и компания перешла под управление государства. В то время для Италии было важно создание дешевых средств передвижения, поэтому деятельность Ducati переквалифицировалась на производство средств передвижения.

Первыми продуктами производства стали двигатели, проект которых создал инженер Альдо Фаринелли. Как только Фаринелли вернулся к конструированию спорт-каров, Ducati праздновали своё второе рождение. Их первый веломобиль назывался Cucciolo (рус. щенок), и отличался от существующих на рынке веломобилей объёмом двигателя 50 куб. см. и отличной тягой на низких оборотах.

Уже в начале 1950-х Ducati завоевала половину итальянского рынка мотовелосипедов. К этому времени все более популярными становились мотоциклы легкого типа. И уже в 1952 году была выпущена модель Cruiser. Новый мотоцикл был оборудован двигателем c электростартером. При объёме двигателя 175 куб. см. мощность мотоцикла составляла 8 л. с. Единственным минусом оказалась автоматическая коробка передач, так как в то время её не смогли оценить должным образом. Но чуть позже на рынке появились 3-скоростные Cucciolo с объёмом двигателя 55 куб. см. и Cruiser с объёмом 98 куб. см. Это были первые мотоциклы, которые обладали телескопической вилкой, хребтовой рамой и задним маятником.

Чуть позже Ducati решили попробовать себя в спортивном направлении и выпустили модель 98 Sport. Первая спортивная модель разгонялась до 95 км/ч при мощности 6.5 л. с.

А в 1954 году главным конструктором стал молодой инженер Фабио Тальони. Именно с ним связаны основные достижения Ducati. Его первый мотоцикл Ducati 100 Gran Sport с двигателем 98 куб.см. сразу понравился гонщикам. Фабио стремился нарастить мощность мотора методом наращивания оборотов. Разместив распределительный вал в головке цилиндра, инженер смог добиться мощности 9 л. с. и 9 000 об/мин, что позволяло мотоциклу массой 80 кг развивать скорость до 130 км/ч. Десмодромный привод с механизмом принудительного открывания и закрывания клапанов, разработанный Тальони в середине 1956 года, появился на новой модели мотоцикла только в 1958 году. Одноцилиндровый двигатель этого мотоцикла был объёмом 125 куб. см. А уже в следующем году Ducati выпустили аналогичный мотоцикл, только с двухцилиндровым двигателем.

Но это всё для спортивных целей, для внутреннего рынка Ducati выпускали мотоциклы с двигателями 175 и 200 куб. см. А уже в начале 60-х был создан мотоцикл нового поколения — Ducati 250 (18 л. с., 4 такта, верхний распредвал). Мотолюбители без проблем наращивали объём двигателя этой модели до 450 куб.см. Самыми эффективными моделями с 250 см³-двигателем стали Мach 1 1964 года и Mark 3D 1968 года.

Позже Тальони занялся разработкой 1’300-кубового двигателя для государственных служб США. В результате работы получился 4-цилиндровый двигатель (100 л. с.) Apollo. Но в то время ещё не были созданы подходящие для такой мощности шины, поэтому от его использования пришлось отказаться. Правда, в мотоцикле Ducati 750GT (1970 года выпуска) Фабио установил упрощенный вариант этого двигателя объёмом в 750 куб. см. Эта модель могла разгоняться почти до 200 км/ч при массе 185 кг и двигателе в 60 л.с. Аналогичный мотоцикл Super Sport 750 с десмодромным приводом разгонялся до 215 км/ч. Эти технологии позволяли завоёвывать первые места в мотогонках из года в год.

Но Тальони шёл дальше, он заменил распредвал из конических шестерен на зубчатый ремень, а при изготовлении цилиндров использовал вместо чугуна — алюминиевый сплав с никель-кремниевым покрытием. Примерно в это же время появилась знаменитая рама Ducati из труб хром-молибденовой стали, похожая на птичью клетку.

В 1979 году Ducati выпустили 500 Pantah, эта модель являлась самой быстрой при объёме двигателя 500 куб. см.

В 1980-х у компании начался кризис. В 1985 году конкурирующий и преуспевающий мото-концерн Cagiva выкупает производство мототехники Ducati и начинает производство мотоциклов в стиле эндуро на базе двухцилиндровых двигателей Ducati.

Как раз в 1985 году после выхода на пенсию Фабио Тальони должность главного конструктора занимает Массимо Борди. На базе двигателей Pantah объёмом 350, 750 и 904 куб. см. производились одноместные спортивные модели Ducati 350F3 и 750F1, туристические Ducati 350/750 Paso, и Ducati Super Sport. Компания Ducati с этого момента начинает своё сотрудничество с производителем выхлопных систем итальянской фирмой Termignoni.

В начале 1990-х дебютировал Ducati 916. Дизайн мотоцикла делал итальянский дизайнер Массимо Тамбурини, который создавал дизайн ряда мотоциклов Bimota, а также MV Agusta F4 и Brutale. У него была маленькая особенность — консольная подвеска заднего колеса с передней подвеской в виде перевернутой вилки «телескоп».

В 1992 году дизайнер Мишель Галуцци создал легендарную модель Monster. На нём стоял двухцилиндровый L-образный двигатель с двухклапанными головками цилиндров и воздушно-масляным охлаждением. Следующим шагом стали мотоциклы Ducati 748 и Ducati 916, их двигатели обладали десмо-приводом клапанов Desmoquatro, жидкостным охлаждением и впрыском топлива.

В 2000 году появилась модель Testatretta. При его разработке каждая часть двигателя подвергалась компьютерной обработке с целью понижения веса и повышения прочности. Разработанный таким образом ещё более совершенный двигатель мощностью в 135 л. с. (10200 об/мин) был установлен на новой модели Ducati 996R.

В 2012 году компания была куплена Audi AG

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: