Вертолёт Bell OH-58 Kiowa
Вертолёт Bell OH-58 Kiowa. Технические характеристики. Фото.
Bell OH-58 Kiowa – американский военный многоцелевой вертолёт, разработанный авиастроительной корпорацией «Bell Helicopter» в 1966 году.
Фото Bell OH-58 Kiowa
Проект американского многоцелевого военного вертолёта стал разрабатываться специалистами компании «Bell Helicopter» по специальному заказу Вооружённых сил США. Связано этом было с необходимостью поступления в вооружённые силы страны качественных многоцелевых летательных аппаратов, способных обеспечивать огневое прикрытие и использоваться в качестве полноценных боевых единиц, способных вести борьбу с отрядами противника, включая живую силу, легкобронированную и бронированную технику. Разработка исключительно ударного вертолёта не интересовала представителей военного командования США, поскольку, в подобной ситуации, летательный аппарат не мог использоваться для переброски небольших групп людей и их эвакуации.
Первые работы по созданию многоцелевого военного воздушного средства начались американскими авиастроителями ещё в 1961 году, и фактически, полный процесс разработки вертолёта занял 5 лет, что привело к некоторому удорожанию воздушного судна, однако, из-за того, что летательный аппарат разрабатывался исключительно для военных нужд, это практически не отразилось на его популярности.
Bell OH-58 Kiowa фото
В 1966 году вертолёт Bell OH-58 Kiowa произвёл своё первый тестовый полёт, который оказался весьма впечатляющим, однако, ряд конструктивных особенностей воздушного судна требовал дополнительных доработок, в связи с чем, производство данного летательного аппарата началось лишь в 1969 году.
На своём борту вертолёт модели Bell OH-58 Kiowa может осуществлять транспортировку шести человек, включая двух пилотов, либо же одного пилота и стрелка, а также четырёх военнослужащих, либо равный по массе объём дополнительного груза. Благодаря тому, что воздушное судно обладало многоцелевым назначением, вертолёт получил большую поддержку, в связи с чем выпуск его вёлся вплоть до 1989 года.
Вооружение вертолёта Bell OH-58 Kiowa включает в себя один пулемёт с блоком из 6 вращающихся стволов, и может дополнительно экипироваться двумя комплектами неуправляемых ракет для поражения бронированной техники противника, либо же для обеспечения огневого прикрытия с воздуха. При необходимости, здесь же могут устанавливаться и два ручных крупнокалиберных пулемёта, однако, в этом случае, экипаж воздушного судна должен быть увеличен до четырёх человек.
Вертолёт Bell OH-58 Kiowa
Силовая установка вертолёта модели Bell OH-58 Kiowa состоит из одного газотурбинного авиационного двигателя марки Allison T63-A-700, который способен развивать тягу в 317 л.с., что весьма немного для военного вертолёта. Тем не менее, авиадвигатель обладает высокой надёжность и обеспечивает летательному аппарату возможность разгоняться до скорости в 220 кмч. (в зависимости от модификации вертолёта). Вертолёт может осуществлять авиаперелёты на дистанциях до 480 километров, что является весьма приемлемым для данного типа воздушного судна.
Производство вертолётов модели Bell OH-58 Kiowa осуществлялось американскими авиастроителями в следующих вариантах:
- Bell OH-58A Kiowa – базовый четырёхместный производственный вариант воздушного судна;
- Bell OH-58B Kiowa – экспортный вариант вертолёта, разработанный по заказу ВВС Австрии;
- Bell OH-58C Kiowa – модернизированная версия с более производительной силовой установкой и рядом технических улучшений;
- Bell OH-58D Kiowa – улучшенный вариант вертолёта, с более мощным вооружением и рядом технических дополнений и улучшений;
- Bell OH-58F Kiowa – модернизированный вариант вертолёта, представленный в 2012 году;
- Bell OH-58F Block II – одна из разновидностей вертолёта версии Bell OH-58F Kiowa;
- Bell OH-58X Kiowa – специальный экспериментальный вариант вертолёта.
Технические характеристики Bell OH-58 Kiowa.
- Экипаж: 2 человека;
- Вместимость: 4 человека (В зависимости от модификации);
- Длина вертолёта: 9,8 м. (В зависимости от модификации);
- Высота вертолёта: 2,92 м. (В зависимости от модификации);
- Диаметр несущего винта: 10,78 м. (В зависимости от модификации);
- Масса пустого вертолёта: 718 кг. (В зависимости от модификации);
- Максимальный взлётный вес: 1360 кг. (В зависимости от модификации);
- Крейсерская скорость: 190 кмч. (В зависимости от модификации);
- Максимальная скорость полёта: 220 кмч. (В зависимости от модификации);
- Максимальная дальность полёта: 480 км. (В зависимости от модификации);
- Максимальная высота полёта: 5800 м.;
- Силовая установка: Allison T63-A-700 (В зависимости от модификации);
- Мощность: 317 л.с. (В зависимости от модификации).
Вертолёт Bell OH-58 Kiowa
В 1980-м военные США в программе AHIP (программа модернизации армейского вертолета) выдвинули принципиально новые требования к легким вертолетам разведки. Прежде всего от визуального наблюдения за полем боя требовалось перейти к обзору местности с помощью радиоэлектронных средств. В основу тактики положили концепцию “выглядывания из-за укрытия”, т. е. вертолет должен вести разведку, укрываясь за предметами на местности (дома, деревья, холмы), выставляя над ними лишь блок датчиков, и летать в режиме огибания рельефа на минимальной (до 15 м) высоте. Особо оговаривалась также способность “выживания” в условиях активной ПВО противника.
В конце 1981-го проект фирмы Белл опять победил в конкурсе, и в 1982-м появился прототип OH-58D – вернее, сразу пять: фирма “одолжила” с армейских складов пять ОН-58А, “выпотрошила” их до силового набора и затем укомплектовала новыми узлами и оборудованием.
В качестве силовой установки был использован мотор Аллисон Т703-А-700 мощностью 455 л. с. Несущий винт выполнен четырехлопастным, подобным испытанному на “Джет Рейнджере”. Это позволило уменьшить уровень шума и улучшить маневренность. Композитные лопасти, выдерживающие прострел 23-мм снарядом, прикреплены к втулке бесшарнирным способом. Отсек двигателя увеличили, и под его капотами разместилась система охлаждения выхлопных газов для снижения ИК-заметности.
Но наиболее принципиальные изменения произошли в бортовом радиоэлектронном оборудовании или “авионике” по западной терминологии. Самым заметным ее элементом является “мачтовая система наблюдения” MMS – шарообразный контейнер из углекомпозитов, установленный на 85-см мачте над ротором. В нем на стабилизированной платформе размещена специальная телекамера с 12-кратным приближением и оптический прицел, а также пассивная ИК-система ночного видения (термовизор) и лазерный дальномер-указатель. Это “глаза” системы. А ее “мозгом” является “комплекс управляющих процессоров” MCPU. Он получает данные от датчиков MMS, доплеровской системы навигации, бортовых приборов, обрабатывает их и выводит на дисплеи на приборной доске. Последняя фактически не имеет обычных “шкальных” приборов, место которых заняли три многофункциональных дисплея и клавиатура. MCPU также контролирует функционирование бортовых систем и обмен информацией по радиоканалам.
Эта универсальная компьютерная система обеспечивает работу экипажа во всех режимах: от пилотирования (расчет плана полета, обеспечения навигационными данными и связью) до поиска, идентификации целей и слежения за ними. О сложности этой системы может свидетельствовать то, что она состоит из 90 отдельных блоков, имеет 15 антенн, а разработкой занимались пять крупнейших концернов: Канадиан Маркони, Литтон, Сперри, Нортроп и Макдоннел-Дуглас. Чтобы ее разместить, экипаж пришлось уменьшить до двух человек. Непосредственно за их спинами находится отсек аппаратуры, а пара задних дверей стала скорее боковыми капотами. Установка оружия вначале не предусматривалась, если не считать двух спаренных ПУ “Стингер” по бортам для самообороны.
Первый экземпляр OH-58D взлетел 1 сентября 1983 г. После успешных летных испытаний, в 1985-м последовал заказ на серийное производство вначале 243 (до июня 1992 г.), а затем еще 349 машин (до 1995 г.). Под “серийным производством” подразумевался двухэтапный процесс: “раздевание” до голого планера существующих ОН-58А и С на базе Корпус Кристи (Техас) с последующими транспортировкой и оснащением до стандарта OH-58D на заводах Белл в Амарилло. Стоимость всей программы модернизирования составляла 2,4 млрд. долларов.
В войсках OH-58D появились в 1986-м и вошли в состав батальонов (эскадронов) армейской авиации. Их основным заданием стало взаимодействие с ударными вертолетами АН-64А: поиск и обнаружение бронетехники, затем целеуказание и даже “подсветка” объекта лазерным лучом для наведения ПТУР “Хеллфайр”, запущенных “Апачами” из укрытий. Как правило, один ОН-58 действует с парой АН-64, составляя “файртим” (огневую группу) – наименьшее подразделение армейской авиации.
Экспортный вариант OH-58D назывался Белл 406CS (Combat Scout – боевой разведчик). Он имел несколько упрощенную авионику (в частности, не было мачты MMS), но оснащался ПТУР и, соответственно, системой управления огнем (СУО). 15 штук закупила Саудовская Аравия.
OH-58D впервые повоевали в Персидском заливе. Для противодействия “наездам” на танкеры “неизвестных” катеров наиболее эффективными оказались вооруженные вертолеты. Вначале использовали АН-6 “Найтс Фокс”, но уже в сентябре 1987-го Белл Текстрон получила заказ на 15 вооруженных OH-58D. Фирма создала, испытала и передала их армии за 100 дней, за что была награждена почетным “Кубком Дедала систем оружия”. Эти вертолеты с неофициальным названием “Прайм Чанс” (первый шанс) отличались от обычных форсированным до 510 л. с. мотором (с целью сохранения ТТД при возросшем на 22% весе), наличием трубчатого пилона с двумя точками подвески вооружения и рядом новых систем БРЭО. Серия получила также полуофициальный индекс AH-58DA (А -Attack, штурмовой) и могла нести 2 – 4 ПТУР “Хеллфайр”, 1 – 2 блока по 7 шт. 70-мм НАР FFAR, 1 – 2 спаренных ПУ “Стингер” либо 12,7-мм пулемет М2/ М2АС с боезапасом 500 патронов (только слева), в любых комбинациях, как симметричных так и несимметричных. Наиболее популярными были варианты: пулемет плюс блок НАР либо два блока НАР.
В состав авионики соответственно пришлось добавить систему управления огнем (СУО), включающую дисплей и подсистему наведения ПТУР, а также прицелы для НАР и пулемета. Была дополнена и аппаратура предупреждения об облучении радарами: к обычной AN/APR-39, сообщающей об азимуте, добавили “трехмерную” AN/APR-44, указывающую откуда (сверху или снизу) действует источник непрерывного облучения (т. е. это ЗУР или истребитель ПВО) и позволяющую экипажу избрать правильный маневр для уклонения.
На AH-58D впервые также появилась аппаратура ИК-помех ALQ-144 (“стаканчик” за двигателем) и видеомагнитофон для последующего анализа ситуации. Поскольку воевать предполагалось над морем, где доплеровская система навигации неэффективна, ее заменили на AN/ARN-118 TACAN. Общее число блоков БРЭО возросло до 116, антенн – до 19. Для уменьшения влияния внешнего излучения на аппаратуру задние двери сделали металлическими.
Опыт применения OH-58D в операциях “Прайм Чанс” и “Дезерт Сторм”, а также очередная программа MPLH (“Многоцелевой легкий боевой вертолет”) вдохновили на широкое развертывание серийного производства вооруженного варианта. В письме Секретаря армии от 8 января 1990 г. говорится:
Я выбрал “Кайова Уорриор” (“Воин племени кайова”) в качестве “популярного имени” для вооруженного OH-58D (Невооруженные машины с тех пор неофициально называют “гладкими ” ОН-58).
Я утверждаю программу вооружения всех 243 OH-58D. Вооруженные OH-58D переклассифицируются из машин наблюдения на роль “воздушной кавалерии” (т. е. разведывательно-ударные. Прим. авт.).
Я утверждаю в качестве подпрограммы переоборудование 81 вертолета к конфигурации MPLH”.
“Кайова Уорриор” не остался идентичным “Прайм Чансу”. Во-первых, он получил еще более мощный. (550 л. с.) мотор Аллисон С-30Х, новый стационарный трубчатый пилон подвески вооружения (из двух половин, опирающихся на специальные подкрепления корпуса) и усовершенствованную конструкцию фюзеляжа, которая, с одной стороны, позволяет “складывать” оперение, полозья шасси и лопасти винта, с другой – навешивать различное дополнительное оборудование.
Усовершенствованная авионика включает интегрированную СУО с более мощным компьютером и программным обеспечением, систему передачи видеоинформации (что позволяет видеть “картинку” поля боя в режиме реального времени в штабах, пунктах управления, других вертолетах и пр.), новые радиостанции связи, новую нашлемную систему ночного видения.
Аппаратура предупреждения о радарном облучении дополнена системой предупреждения об облучении лазером AVR-2. Общее количество блоков БРЭО доведено до 137. Как и на АН-58, управление наиболее важными системами сосредоточено на ручке управления пилота и рукоятке “шаг-газ” в виде многофункциональных тумблеров и кнопок, так что весь полет, включая боевую стрельбу, можно провести, не отрывая от них рук. Связная радиостанция работает от голоса (пилота или оператора-пилота).
OH-58D “Кайова Уорриор” в варианте MPLH (многоцелевого) предназначена в основном для сил быстрого реагирования. Благодаря возможности “складывания”, он занимает минимум места, и даже средний военно-транспортный самолет С-130 вмещает два вертолета. С-141 способен перебросить 4 такие машины, которые затем можно привести в боевую готовность всего за 10 минут. Считается, что до подхода основных сил “Уорриоры” будут выполнять функции всех остальных классов вертолетов, посему они имеют разнообразное дополнительное подвесное оборудование: грузовой крюк, крепления для 4 носилок с ранеными, сиденья для 6 солдат (с привязными ремнями), они же – грузовые полки. Как сказано в техописании, “. поскольку места внутри нет, они крепятся. снаружи, по бокам фюзеляжа”. Впечатления от такого полета должны быть нескучными.
Развитие конструкции ОН-58 продолжается: созданы экспортный вариант OH-58D, который пожелали купить Южная Корея, Турция, Израиль и другие страны, экспериментальный ОН-58Х с системой ночного видения и управления FLIR, двухмоторный Белл 406СТ с усиленным вооружением и другие.
Боевое крещение “Кайовы” прошли во Вьетнаме. С середины 1969-го и до конца войны 28 машин было сбито и 17 разбито в авариях (для сравнения, потери ОН-6: 654 и 253 соответственно). Правда, ОН-58А были и менее распространенными. Их старались использовать над равнинными районами, причем в полевой модификации с двумя шестиствольными “Миниганами”. Первый ОН-58С был потерян над Панамой: во время захвата генерала Норьеги (операция “Джас Кауз” – “Правое дело”), его сбили огнем стрелкового оружия.
15 AH-58D “Прайм Чанс” действовали над Персидским заливом в составе “Таск Форс” (Спецотряд 118) с июля 1988 г. Экипажи состояли в основном из опытных пилотов-инструкторов, тем не менее интенсивные ночные боевые действия в плохих условиях привели к катастрофе одной машины. Здесь же впервые выяснилось, что ПТУР “Хеллфайр” неэффективны над морем – луч лазера отражался от поверхности либо рассеивался от брызг воды.
В ночь с 18 на 19 января 1991 г. AH-58D взяли первых пленных в операции “Буря в пустыне”, захватив вооруженную нефтяную платформу, а 26 января освободили первый клочок кувейтской территории, высадив десант на небольшой островок и пленив очередных 29 иракцев. Ночью 17 февраля пара AH-58D, после двух безуспешных атак штурмовиков “Интрудер” уничтожили “Хеллфайрами” ПУ иракских ракет береговой обороны, открыв путь десантной флотилии союзников. В операции принимали участие 103 “гладких” OH-58D, а также ОН-58А и С, в основном 101-й и 82-й дивизий. А 19 января дебютировал и саудовский Белл 406С, вооруженный ПТУР НОТ.
“Кайовы” всех моделей принимали активное участие в боевых действиях на протяжении всей войны. Не боевые потери составили 2 ОН-58, боевые – 1 ОН-58С. Последний OH-58D был сбит ПВО Северной Кореи 17 декабря 1994-го.
До настоящего времени ОН-58 остается самым распространенным легким боевым вертолетом в мире, а его модель OH-58D – уникальна как по эффективности, так и по стоимости.
OH-58 Kiowa
Галерея OH-58
Bell OH-58 Kiowa ( Бэлл Кайова ) – американский легкий многоцелевой вертолет, разработанный компанией Bell Helicopter Textron в начале 1960-хх. Является военной модификацией базового Bell 206.
История OH-58
В 1961 году армия США испытывала острую потребность в новых, более мобильных средствах связи и наблюдения. Идеальным на то время вариантом были вертолеты, но имевшиеся в то время на вооружении Bell OH-13 и Hiller OH-23 уже устарели и не могли решать поставленные задачи. В связи с этим была инициирована новая программа LOH (Liaison and Observation Helicopter – связной и наблюдательный вертолет).
В 1963 году Bell представила на финал тендера свой OH-4 с двухлопастным несущим винтом, одним двигателем и лажным шасси, однако, в 1965 конкурс выиграл Hughes с их моделью OH-6 – аналогичным по мощностным показателям, но меньшим в размере и весе.
Однако, наработки по своему прототипу в Bell не бросили — было решено создать гражданскую версию. Первый вертолет Bell Model 206A Jet Ranger поднялся в воздух в 1966 году. Это было очень удачное стратегическое решение. Со-временем выяснилось, что вертолеты Hughes хоть и эффективны, как разведчики, но для более широкого применения в войсках непригодны. Армия провела новый тендер, в котором выиграл Bell OH-4. Фирма получила контракт на 2200 вертолетов, получивших наименование OH-58 Kiowa.
OH-58 является военной модификацией Bell 206 и может возникнуть чувство, что они отличаются только защитной окраской. Однако, Кайова, в отличие от гражданской версии, получил новый двигатель T63-A мощностью 317 л.с., более широкие лопасти несущего винта, а так же шестиствольный пулемет Миниган, расположенный по левому борту.
Первым импортером стала канадская армия, заказавшая в 1969-м 74 штуки СОН-58А (позднее СН-136). В том же году итальянская фирма Augusta приобрела лицензию на его выпуск, выпустив более 1000 машин, часто имеющих множество отличий от базового вертолета.
Компиляция видео работы вертолетов OH-58 Kiowa
Первая серьезная модернизация OH-58 Kiowa проходила в 1978-м и была вызвана изменением взглядов на тактику легких вертолетов. К тому времени количество различных систем ПВО, в первую очередь ПЗРК, выросло настолько, что летающий над полем боя вертолет-наблюдатель становился легкой мишенью. Вместо общего наблюдения «сверху» они должны были вести активную разведку на сверхмалых высотах. Во главу угла поставили невидимость и выживаемость.
275 ОН-58А переоборудовали под стандарт ОН-58С: кроме более мощного мотора Т-63А-720 (420 л.с.), установили аппаратуру постановки радио- и инфракрасных помех, плоские стекла кабины (для уменьшения бликов от солнца). Смонтированы «ножи-рассекатели» (те самые «рога», торчащие сверху и снизу от кабины пилотов), позволяющие избежать аварии при столкновении с линиями проводов, проволочными антеннами и прочими невидимыми препятствиями.
Конструкция OH-58
OH-58 Kiowa – классический легкий вертолет с двухлопастным несущим винтом и хвостовым винтом. По общей конструкции практически аналогичен базовому Bell 206. Оснащается одним двигателем (в базовой версии T63-A мощностью 317 л.с.). Управляется двумя членами экипажа, сидящими в кабине рядом.
Модификации
- OH-58A Kiowa — первый вариант, с двигателем T63-A-700 мощностью 317 л.с.. Масса вертолёта — 1360 кг, максимальная скорость — 220 км/ч (крейсерская — 190 км/ч), ёмкость топливного бака — 280 литров, грузоподъёмность — 570 кг (4 солдата в полном боевом снаряжении), дальность полёта — до 490 км
- OH-58B — экспортный вариант 1976 года для Австрии
- OH-58C — модель 1978 года с двигателем Allison T-63-A720 мощностью 420 л.с., в войска начал поступать в 1979 году. Двухсекционное лобовое стекло заменено плоским четырёхсекционным с содержанием акрила, установлены новая приборная доска, система опознания «свой-чужой» AN/APX-100, аппарат предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-390. В вооружённом варианте с левого борта мог быть установлен пулемёт XM-134 с 2000 патронами, 40-мм автоматический гранатомёт XM-129 с боекомплектом в 150 гранат или блок с семью 70-мм неуправляемыми ракетами
- OH-58D Kiowa Warrior — модель 1991 года, разработанная в результате выполнения программы AHIP
- OH-58D Kiowa Warrior Block II — модификация 2011 года с новым двигателем HTS-900 (746 кВт), усиленным хвостовым винтом, новым носовым комплектом датчиков и многофункциональными информационными дисплеями
- OH-58F — вертолёты, прошедшие модернизацию по программе CASUP, установлена оптико-электронная система AN/AAS-53
Эксплуатация OH-58
В общей сложности было выпущено более 2200 вертолетов OH-58 Kiowa. Не смотря на то, что их выпуск был завершен в 1989 году, сотни машин до сих пор находятся на вооружении армий США, Австрии, Тайваня, Хорватии, Доминиканской республики, Саудовской Аравии, Турции и Ирака. Ранее вертолеты массово эксплуатировались в вооруженных силах Канады и Австралии.
Схема вертолета Bell OH-58 Kiowa
Bell OH-58 Kiowa
Белл OH-58 «Кайова» (англ. Bell OH-58 Kiowa ) — американский лёгкий многоцелевой вертолёт, разработанный компанией Bell Helicopter Textron на основе модели Bell 206.
С 1969 года широко применяется Армией США для разведки и непосредственной огневой поддержки наземных войск, в значительном количестве поставлялся на экспорт.
Содержание
Варианты и модификации
- OH-58A Kiowa
- OH-58B – экспортный вариант 1976 года для Австрии
- OH-58C – модель 1978 года с двигателем Allison T-63-A720
- OH-58D Kiowa Warrior – модель 1991 года, разработанная в результате выполнения программы AHIP (“Army Helicopter Improvement Program“)
- OH-58D Kiowa Warrior Block II – модификация 2011 года с новым двигателем HTS-900 (746 кВт), усиленным хвостовым винтом, новым носовым комплектом датчиков и многофункциональными информационными дисплеями [1]
На вооружении
США – по данным на июнь 2012 года в армии США находится 368 вертолётов, при этом только в ходе боевых действий в Афганистане и в Ираке было потеряно 42 машины (включая небоевые потери и вертолёты, не допущенные к полётам из-за выработки ресурса) [2] .
Ирак – 10 [3]
Кроме того вертолеты данного типа состоят на вооружении в Австралии, Австрии, Доминиканской республике, Израиле, Саудовской Аравии, Испании, на Тайване и в Турции [1] .
См. также
Примечания
- ↑ 12Bell начала испытания модернизированного вертолета Kiowa Warrior // “LENTA.RU” от 23 октября 2012
- ↑Армия США приступила к компенсации боевых потерь вертолетов Kiowa Warrior // “LENTA.RU” от 8 июня 2012
- ↑ Вооружённые силы зарубежных стран // «Зарубежное военное обозрение», № 7 (772), 2011, стр.78
Ссылки
Истребители: YFM-1 · P-39 · P-59 · P-63 · XP-77 · XP-83
Ударные вертолёты: 207 · AH-1 · 309 · YAH-63
Военные вертолёты: H-13 · UH-1 · UH-1N · UH-1Y · TH-57 · OH-58 · TH-67 · ARH-70
Винтокрылы: V-22 · BA609 · TR918 · QTR · Не выпускавшиеся вертолёты: 400 · 417 · 440
Экспериментальные аппараты: X-1 · X-2 · X-5 · X-20 X-22 · XV-3 · XV-15 · 201 · 533
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Bell OH-58 Kiowa” в других словарях:
Bell OH-58 Kiowa — OH 58 Kio … Deutsch Wikipedia
Bell OH-58 Kiowa — OH 58 Kiowa OH 58D Kiowa Warrior Role Observation/scout helicopter National origin … Wikipedia
Bell OH-58 Kiowa — OH 58 Kiowa Un OH 58D Kiowa Warrior de la 1ª División de Infantería del Ejército de los Estados Unidos en Irak. Tipo Helicóptero de observación y reconocimiento … Wikipedia Español
Bell OH-58 Kiowa — OH 58 Kiowa OH 58D Kiowa Warrior, version armée de l OH 58. Rôle Hélicoptère militaire Constructeur Bell Mise en service … Wikipédia en Français
Bell OH-58 — Kiowa … Deutsch Wikipedia
Bell UH-13 — Bell H 13 Sioux Bell 47 OH 13 im Flug … Deutsch Wikipedia
Bell YFM-1 — Airacuda … Deutsch Wikipedia
Bell ARH-70 Arapaho — ARH 70 Arapaho L hélicoptère sans armement. Rôle Hélicoptère de reconnaissance armée Constructeur … Wikipédia en Français
Bell 206 — 206 Bell 206 JetRanger Тип многоцелевой вертолёт. Производитель … Википедия
Kiowa (Begriffsklärung) — Der Begriff Kiowa bezeichnet: Kiowa, einen Indianerstamm Bell OH 58 Kiowa, einen US Aufklärungshubschrauber mehrere Orte in den Vereinigten Staaten: Kiowa (Colorado) Kiowa (Kansas) Kiowa (Oklahoma) Countys in den USA, siehe Kiowa County den… … Deutsch Wikipedia