Сухопутные каравеллы
А знаете ли вы, что такое каравеллы?
Помните, на каких кораблях плыл в далекую Индию Колумб? Впервые, услышав название этих парусников, невольно восклицаешь: “Как романтично! А что такое каравеллы?” На самом деле название этих средневековых судов имеет очень мелодичное звучание, да и внешне они очень красивы. Их деревянные корпуса нередко украшались богатой резьбой, а развевающиеся на ветру паруса делали их похожими на крылатые ладьи.
Корабль каравелла: история происхождения и этимология
Существует множество вариантов, объясняющих происхождение этого слова. Согласно одному из них, название этих парусников имеет португальские корни и происходит от уменьшительного варианта слово caravo (парусное судно). А вот итальянцы считают, что корабль каравелла назван так благодаря своей красоте и изящности, и его название происходит от слияния двух итальянских слов – cara (милая) и bella (красотка). А еще есть версия о греческом происхождении, согласно которому оно исходит от слова χαραβος (ксарабос). От него возникло латинское carabus (плетеная лодка), ну и русское слово «корабль». Конечно, итальянский вариант – самый красивый и довольно близкий по смыслу, ведь каравелла – это на самом деле очень красивое судно. Тем не менее, историки склонны считать, что слово имеет именно греческие корни.
Что такое каравеллы?
Эти корабли были распространены в Западной Европе в 13-16-м веках. Поскольку в те годы Испания и Португалия считались наикрупнейшими морскими державами и основные географические открытия принадлежали именно им, они, естественно, обладали самыми мощными и развитыми флотилиями. Основную часть от общего числа кораблей испанской флотилии до 15-го века составляли суда, которые назывались “каравелла” (фото смотрите в статье). Поэтому мы все великие открытия мореходов связываем именно с ними, хотя другие морские парусники – каракки – гораздо чаще участвовали в далеких путешествиях Христофора Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и др. Признайтесь, что о каракках вы практически ничего не слышали, тогда как каравеллы всегда были на слуху, и все благодаря их поэтическому названию. Каравелла! Красота, ничего не скажешь. Они представляли собой двух- либо трехмачтовые суда с прямым или косым (латинским) парусным вооружением. Для тех, кто более подробно желает знать, что такое каравеллы, можем добавить, что у них был особый тип обшивки корпуса. Так, если на других судах был принят так называемый способ “внахлест”, то у этих парусников доски при обшивке укладывались плотно друг к другу. Кроме этого отличительной особенностью этих кораблей было определенное соотношение длины корабля к его ширине (4:1), наличие одной-единственной палубы и приподнятой кормы, благодаря которой можно было плыть при попутном ветерке. На каравеллах, как правило, были 3 мачты, а треугольные паруса крепились к наклонным реям.
Среди флотилии Христофора Колумба подобными суднами были “Нинья” и “Пинта”, а вот величественная “Санта-Мария” принадлежала к новому поколению парусников – караккам. Одним словом, каравелла – это парусное судно, которое благодаря своей маневренности наряду с более совершенными каракками сумела доплыть до берегов Новой Земли. Эти корабли, как правило, были слабо вооружены. Небольшой размер палуб не позволял размещать на них артиллерийские пушки. Поэтому единственной защитой для них служили крупные мушкеты, которые размещались на корме.
Совершенствование каравелл
Со временем каравеллы стали совершенствоваться. У них вместо косых парусов появились прямые, и благодаря им судами стало легче управлять при попутном ветре. Колумбовская “Пинта” принадлежала к новому поколению каравелл, и у нее были прямые нелатинские паруса, в то время как у “Ниньи” они были треугольными, как у классических моделей, которые изначально служили в рыболовных целях.
Колумб перед пересечением Атлантики у Азорских островов решил заменить косые паруса на “Нинье” прямыми. И не ошибся. Ведь если бы не это, то каравелла, возможно, не смогла бы добраться до берегов Америки. Так постепенно вышли из потребления паруса латинского типа. И если бы после этого кого-то спросили, что такое каравеллы, то уже никто бы не ответил, что это суда с косым парусным снаряжением.
Сухопутные каравеллы
СУХОПУТНЫЕ КАРАВЕЛЛЫ
БОЛЬШИЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЭНДУРО (1000–1200 см3)
Aprilia ETV1000 Caponord
Цена 520 000 руб / сухая масса 215 кг / объем б/бака 25 л. / база 1544 мм / число цилиндров V 2 / рабочий объем 998 см з / макс. мощность 98/8500 л.с-об/мм / число передач 6
Benelli Tre-K 1130
Цена 520 000 руб / сухая масса 205 кг / объем б/бака н.д / база 1514 мм / число цилиндров 3 / рабочий объем 1130 см з / макс. мощность 125/9000 л.с-об/мм / число передач 6
Цена 710 000 руб / сухая масса 229 кг / объем б/бака 20 л. / база 1507 мм / число цилиндров В2 / рабочий объем 1170 см з / макс. мощность 105/7500 л.с-об/мм / число передач 6
BMW R1200GS Adventure
Цена 780 000 руб / сухая масса 256 кг / объем б/бака 33 л. / база 1511 мм / число цилиндров В2 / рабочий объем 1170 см з / макс. мощность 105/7500 л.с-об/мм / число передач 6
Цена 675 000 руб / сухая масса 176.5 кг / объем б/бака 11 л. / база 1610 мм / число цилиндров В2 / рабочий объем 1170 см з / макс. мощность 105/7500 л.с-об/мм / число передач 6
Ducati Multistrada 1100
Цена 610 000 руб / сухая масса 196 кг / объем б/бака 20 л. / база 1462 мм / число цилиндров V2 / рабочий объем 1178 см з / макс. мощность 95/7750 л.с-об/мм / число передач 6
Honda XL1000V Varadero
Цена 460 000 руб / сухая масса 238 кг / объем б/бака 25 л. / база 1560 мм / число цилиндров V2 / рабочий объем 996 см з / макс. мощность 94/7500 л.с-об/мм / число передач 6
KTM 990 Adventure
Цена 660 000 руб / сухая масса 199 кг / объем б/бака 22 л. / база 1570 мм / число цилиндров V2 / рабочий объем 999 см з / макс. мощность 98/8500 л.с-об/мм / число передач 6
KTM 950 Super Enduro R
Цена 515 000 руб / сухая масса 190 кг / объем б/бака 14.5 л. / база 1577 мм / число цилиндров V2 / рабочий объем 942 см з / макс. мощность 98/8000 л.с-об/мм / число передач 6
Suzuki DL1000 V-Strom
Цена 400 000 руб / сухая масса 207 кг / объем б/бака 22 л. / база 1550 мм / число цилиндров V2 / рабочий объем 996 см з / макс. мощность 98/7600 л.с-об/мм / число передач 6
ЗА ГОРИЗОНТ! Отдельным неуемным личностям всегда интересно: что там, за поворотом? А уж обогнуть планету — это как пропуск в высшую лигу путешественников. Едва мотоцикл вылез из младенческих пеленок, как его погнали «вокруг шарика»: впервые такой вояж совершил американец Карл Клэнси чуть ли не 80 лет назад. Да, он был настоящим героем! Его 4-цилиндровый Henderson, безумно сложный по тем временам, с длиннющей базой, вряд ли соответствовал идеалу «мотоцикла для приключений».
А история настоящих мотоциклов для путешественников-первопроходцев насчитывает чуть больше четверти века: в 1980 году немецкий концерн BMW представил модель R80G/S, где «G/S» означало Gelande und Strasse, в переводе — «бездорожье и улица». От весьма популярных уже в ту пору мотоциклов двойного назначения он отличался невиданной доселе на машинах этого класса мощью — аж 55 л.с.! — и немалой массой (хотя в наши времена его 167 кг — это просто смешно). Необычной новинке предрекали скорый крах, но она не только стала самой популярной моделью компании, но и породила целый класс — туристические эндуро.
О последнем не подозревали поначалу и сами создатели модели. А вот приверженцы дальних путешествий приняли ее с восторгом. Представьте: не надо заботиться о том, какие дороги на вашем маршруте, съехать с шоссе не страшно. Мощный двигатель, удобная посадка, минимум вибраций — неоценимые достоинства в пути.
Подхлестнул развитие класса легендарный ралли-рейд «Париж-Дакар». Едва ли не все компании, производящие туристические эндуро, отметились на старте этого марафона. А те, кто завоевал победы в песках Сахары — BMW, KTM, Honda, — и поныне задают тон в этой категории.
СПЕЦЫ ПО АСФАЛЬТУ. К большому сожалению тех, кто хочет все и сразу, дорожные и внедорожные достоинства с трудом уживаются в одном «теле». Шины с зацепистым протектором на мокром асфальте просто опасны, а шоссейные покрышки беспомощны в грязи. Длинноходные подвески отлично ведут себя на дороге, изобилующей ухабами, но управляемость на автостраде становится «размазанной». Ну, и так далее.
Поскольку те, кто едет далеко, стремятся все же выбирать какие-никакие, но дороги, то большая часть турэндуро стала приобретать явно шоссейные повадки. Таких отличить легко: умеренные хода колес и большая база сообщают машине стандартно-дорожный, а не долговязо-эндурный силуэт. Яркая особенность — в колесах: у «асфальтовых» машин они литые, гораздо более жесткие, чем спицованные. Для уверенной управляемости на шоссе это, безусловно, плюс. Но вот стойкость к ударам недостаточна. Спицованное колесо в случае чего можно и выправить, а вот чем чревато расколотое литое в дебрях Амазонки — сами понимаете.
Наиболее привлекательное предложение в этой группе — Suzuki DL1000 V-Strom: 400 000 рублей. У машины не только литые колеса из легкого сплава, но и диагональная алюминиевая рама. Аппарат снабжен двухцилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения. Подвески — с регулировками пружин, задний амортизатор регулируется также по гидравлическому сопротивлению отбоя. Изменяются также наклон и высота ветрового стекла. Тормозная система по заказу комплектуется АБС.
V-образная «двойка» мотоцикла Honda XL1000V Varadero (460 000 руб.) установлена в стальную раму, причем ось маятника задней подвески проходит через картер силового агрегата. Регулируется лишь амортизатор задней подвески — по преднатягу пружины и гидравлике отбоя. Машина оснащена тормозной системой комбинированного типа, по заказу — с АБС.
Мотоциклы европейского производства стоят ощутимо дороже японских: так, за Aprilia ETV1000 Caponord просят около 520 000 рублей. В одном она выбивается за очерченные нами границы: колеса у нее спицованные. А вот рама изготовлена из алюминиевого сплава. Она довольно сложная, из элементов переменного сечения, и по жесткости — лучшая в классе. Моноамортизатор Sachs задней подвески регулируется по преднатягу пружины и гидравлике отбоя. По заказу — тормозная система с АБС. Отметим также систему смазки двигателя с сухим картером и пневматический механизм, обеспечивающий обратную пробуксовку сцепления.
В те же 520 000 рублей оценивают и другую «прекрасную итальянку» — Benelli Tre-K 1130. Это единственный туристический эндуро на нашем рынке с 3-цилиндровым рядным двигателем. Силовой агрегат установлен в раму комбинированного типа, из стальных труб и алюминиевых отливок. Передняя вилка — перевернутого типа, нерегулируемая, а вот набор регулировок заднего моноамортизатора типичен для больших эндуро: преднатяг пружины и гидравлика отбоя.
Особняком стоит в этой группе Ducati Multistrada 1100 (610 000 руб.). Скорее это спортбайк с высокой посадкой, чем эндуро. Чего стоят L-образный двигатель с уникальным десмодромным приводом клапанов, стальная рама типа «птичья клетка», полностью регулируемые подвески, задний маятник с консольным креплением колеса. Модификация Multistrada 1100S (660 000 руб.) богата элитными подвесками Ohlins и углепластиковыми облицовочными деталями.
ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ. И все же живы еще настоящие «приключенцы», которые не боятся съехать с асфальта! И прежде всего это — BMW R1200GS (710 000 руб.), который, как и его далекий предок, готов к покорению и Gelande, и Strasse. Правда, после проведенной к этому сезону модернизации он получил-таки литые колеса «в стандарте», но можно заказать и спицованные. Уникальные системы подвесок — передний Telelever и задний Paralever — вдохновят владельца богатством настроек, причем заказная система ESA позволяет менять параметры прямо на ходу. Тормозная система с АБС (отключаемой по желанию водителя) — в стандартном оснащении. Модификация R1200GS Adventure (780 000 руб.) — аппарат для истинных первопроходцев: у него спицованные колеса с внедорожными шинами, увеличенные хода подвесок, улучшенная защита водителя и всех агрегатов, бензобак большей емкости. Впрочем, такое снаряжение оправдано лишь в том случае, если вы действительно планируете отправиться в дебри. Когда же для вас это машина на каждый день или для путешествий по асфальту, знающие люди посоветуют приобрести базовый вариант.
Особняком стоит модель BMW HP2 Enduro (675 000 руб.). Да, это большой эндуро — но не туристический! Настоящая спортивная машина: предельно облегченная, с подвесками с широкими возможностями регулировки (задняя — с пневмоамортизатором и встроенным компрессором) и — минимумом комфорта. Интересная опция —
17-дюймовые литые колеса с шоссейными шинами: они превращают мотоцикл в супермотард.
Из стана истинных первопроходцев и KTM 990 Adventure (560 000 руб.). В отличие от снисходительного к неопытным водителям BMW GS, австрийская машина рассчитана на высокий уровень подготовки райдера, но в умелых руках способна на многое. Впрысковая V-образная «двойка» установлена в раму из хром-молибденовой стали, подвески — с полным набором регулировок. По заказу мотоцикл комплектуется АБС. В модификации Adventure S, в отличие от «просто» Adventure, большие хода подвесок. KTM тоже выпускает настоящий спортивный эндуро большой кубатуры — модель 950 Super Enduro R (515 000 руб.). Помимо аскетичного облика, внедорожных шин и больших (250/255 мм) ходов подвесок, в нем установлен двигатель LC8 прежнего поколения, с карбюраторами.
Сухопутные каравеллы. Большие туристические эндуро (1000-1200 см3).
Александр ВОРОНЦОВ,
фото из архива редакции
Смотаться на недельку в Португалию? Пересечь Австралийский континент? Избороздить пустынные степи Монголии? Почувствовать себя первопроходцем помогут Сухопутные каравеллы.
ЗА ГОРИЗОНТ!
Отдельным неуемным личностям всегда интересно: что там, за поворотом? А уж обогнуть планету – это как пропуск в высшую лигу путешественников. Едва мотоцикл вылез из младенческих пеленок, как его погнали «вокруг шарика»: впервые такой вояж совершил американец Карл Клэнси чуть ли не 80 лет назад. Да, он был настоящим героем! Его 4-цилиндровый Henderson, безумно сложный по тем временам, с длиннющей базой, вряд ли соответствовал идеалу «мотоцикла для приключений».
SUZUKI PL1000 V-Strom – кроссовер,который хорош на асфальте.
HONDA XL1000V Varadero с первого взгляда поражает своей массивностью.
А история настоящих мотоциклов для путешественников-первопроходцев насчитывает чуть больше четверти века: в 1980 году немецкий концерн BMW представил модель R80G/S, где «G/S» означало Gelande und Strasse, в переводе – «бездорожье и улица». От весьма популярных уже в ту пору мотоциклов двойного назначения он отличался невиданной доселе на машинах этого класса мощью – аж 55 л.с! – и немалой массой (хотя в наши времена его 167 кг – это просто смешно). Необычной новинке предрекали скорый крах, но она не только стала самой популярной моделью компании, но и породила целый класс – туристические эндуро.
О последнем не подозревали поначалу и сами создатели модели. А вот приверженцы дальних путешествий приняли ее с восторгом. Представьте: не надо заботиться о том, какие дороги на вашем маршруте, съехать с шоссе не страшно. Мощный двигатель, удобная посадка, минимум вибраций – неоценимые достоинства в пути.
Подхлестнул развитие класса легендарный ралли-рейд «Париж-Дакар». Едва ли не все компании, производящие туристические эндуро, отметились на старте этого марафона. А те, кто завоевал победы в песках Сахары – BMW, KTM, Honda, – и поныне задают тон в этой категории.
СПЕЦЫ ПО АСФАЛЬТУ.
К большому сожалению тех, кто хочет все и сразу, дорожные и внедорожные достоинства с трудом уживаются в одном «теле». Шины с зацепистым протектором на мокром асфальте просто опасны, а шоссейные покрышки беспомощны в грязи. Длинноходные подвески отлично ведут себя на дороге, изобилующей ухабами, но управляемость на автостраде становится «размазанной». Ну, и так далее.
Поскольку те, кто едет далеко, стремятся все же выбирать какие-никакие, но дороги, то большая часть турэндуро стала приобретать явно шоссейные повадки. Таких отличить легко: умеренные хода колес и большая база сообщают машине стандартно-дорожный, а не долговязо-эндурный силуэт. Яркая особенность – в колесах: у «асфальтовых» машин они литые, гораздо более жесткие, чем спицованные. Для уверенной управляемости на шоссе это, безусловно, плюс. Но вот стойкость к ударам недостаточна. Спицованное колесо в случае чего можно и выправить, а вот чем чревато расколотое литое в дебрях Амазонки – сами понимаете.
Наиболее привлекательное предложение в этой группе – Suzuki DL1000 V-Strom: 400 000 рублей ( Здесь и далее все цены ориентировочные, о точных спрашивайте у дилеров ). У машины не только литые колеса из легкого сплава, но и диагональная алюминиевая рама. Аппарат снабжен двухцилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения. Подвески – с регулировками пружин, задний амортизатор регулируется также по гидравлическому сопротивлению отбоя. Изменяются также наклон и высота ветрового стекла. Тормозная система по заказу комплектуется АБС.
V-образная «двойка» мотоцикла Honda XL1000V Varadero (460 000 руб.) установлена в стальную раму, причем ось маятника задней подвески проходит через картер силового агрегата. Регулируется лишь амортизатор задней подвески – по преднатягу пружины и гидравлике отбоя. Машина оснащена тормозной системой комбинированного типа, по заказу – с АБС.
APRILIAETV1000 Caponord – один из немногих туристических эндуро с алюминиевой рамой.
BENELLI Tre-K 1130 свообразен, как и подобает «итальянцу».
Мотоциклы европейского производства стоят ощутимо дороже японских: так, за Aprilia ETV1000 Caponord просят около 520 000 рублей. В одном она выбивается за очерченные нами границы: колеса у нее спицованные. А вот рама изготовлена из алюминиевого сплава. Она довольно сложная, из элементов переменного сечения, и по жесткости – лучшая в классе. Моноамортизатор Sachs задней подвески регулируется по преднатягу пружины и гидравлике отбоя. По заказу – тормозная система с АБС. Отметим также систему смазки двигателя с сухим картером и пневматический механизм, обеспечивающий обратную пробуксовку сцепления.
Каравелла
И если матерьял был интересен,
Торжествовал исследователь наш,
И в книжке быстро бегал карандаш.
Д. С. Мережковский. Вера
Мы уже узнали, какие преимущества приобретала каравелла благодаря латинским парусам, малой осадке, большой маневренности. Но для длительных походов в неизвестные воды этого было мало.
Долгое путешествие требовало наличия большого количества питьевой воды. А для этого необходимо было либо заранее разведать имеющиеся на маршруте источники пресной воды на берегу, либо иметь требуемый запас питьевой воды с собой.
Длительный поход, как мы уже отмечали выше, сопровождался большой смертностью среди членов экипажа по самым различным причинам, что требовало наличия резервных членов экипажа по сравнению с обычным штатным составом команды.
Неблагоприятные внешние условия при длительном плавании в неизвестных водах, при неожиданных погодных условиях, при ограниченных географических познаниях предъявляли совершенно особые требования к морским качествам членов экипажа каравеллы. Там не должно быть случайных людей.
Модель каравеллы Нинья, как она выглядела в начале первой экспедиции Колумба
Ну и, наконец, конструкция каравеллы, конечно же, требовала учета маршрута путешествия. Если плавания вдоль западных берегов Африки вполне успешно совершались на португальских каравеллах с латинскими только парусами – caravela latina, то пересечение Индийского океана и поход к американским берегам, да и что там, переход на Канарские острова, потребовали изменения такелажа. На фок-мачте, а затем и на грот-мачте начали ставить прямые паруса, сохранив латинские лишь на кормовых мачтах. Каравелла превратилась, как мы писали выше, в caravela redonda, именно такую каравеллу стали вслед за португальцами использовать и испанцы. Но использование того или иного такелажа не являлось для моряков застывшей догмой. Так, две каравеллы экспедиции Колумба, Niña и Pinta в ходе путешествия неоднократно меняли тип парусного вооружения на носовых мачтах с латинского на прямое и обратно. В начале путешествия во время остановки на Канарских островах Нинья была переоснащена из каравеллы латины
(см. также в начале поста)
в каравеллу редонду
Мы можем видеть, что была добавлена невысокая фок-мачта и на ней, как и на грот-мачте, были помещены прямые паруса. Все работы по переоснащению заняли, как мы знаем из дневников Колумба, около одной недели. В дальнейшем в дневниках не отмечается никаких проблем с парусами Ниньи, более того, она пошла и во второе путешествие.
Нам трудно сейчас восстановить в деталях конструкцию корпуса первых исследовательских каравелл. В Испании система измерения корпуса судна и его грузоподъемности была разработана только при Филиппе II (правил в 1556-1598 гг.) Только с этой эпохи мы получаем документальные данные об используемом корабельном лесе, размере и тоннаже кораблей. Следует, к слову, отметить, что испанские документы по кораблестроению того времени продолжали использовать португальские единицы измерения: dedos (1,83 см), palmos (25,67 см) и rumos (1,54 м).
Чтобы разобраться с конструкцией первых каравелл, обратимся к другим возможностям, которыми располагают морские историки. В морской археологии есть метод получения данных об объектах прошлого, который подразумевает сравнение их с современными традиционными объектами, сохранившими основные черты своих древних прародителей. Так вот, в отношении старинных каравелл с латинскими парусами современным наследником считается разновидность арабского доу – самбук (سنبوك) (или самбука, как еще называют это судно).
Фотография самбука, сделанная в 1938 г. Выставка в Кувейте 1998 г.
В Военно-морском музее в Гринвиче имеется замечательная модель самбука, который использовался ловцами жемчуга и рыбаками в Персидском заливе.
На каждом борту имелось по шесть уключин для весел, что свидетельствует о том, что это было парусно-гребное судно. Хотя весла использовались, как представляется, лишь во время ловли жемчуга: на их лопастях крепились тросы, которые страховали ловцов во время погружения и давали возможность им отдохнуть между погружениями.
Меня больше всего в конструкции самбук заинтересовала плоская транцевая корма.
В старинных описаниях первых каравелл отмечается, что корма и у них была плоская. Однако на рисунках той эпохи не всегда удается рассмотреть вид кормовой части судна, что приводит к затруднениям при классификации кораблей, показанных на том или ином изображении. Однако, больше вопросов вызывают работы, когда каравеллами называют суда, имеющие вполне явственно круглую, а не плоскую корму. Рассмотрим в качестве примера изображения каравелл из известного сочинения Дуарте де Армаса (сподвижника короля Португалии Мануэла I) «Книга крепостей» ( Livro das fortalezas situadas no extremo de Portugal e Castela por Duarte de Armas, escudeiro da Casa do rei D. Manuel I ). Ее создание относят к периоду между 1495 и 1521 годами, иногда привязывают к конкретной дате 1510 г. В книге с большой тщательностью изображены крепости на границах Португалии с королевством Кастилия. Посмотрим, для примера, вид крепости Валенса, расположенной на реке Миньо. В ту пору река была вполне судоходна и на ней мы видим несколько крупных кораблей морского плавания.
Присмотримся внимательно к группе из трех кораблей на переднем плане
Один из них, более крупный, относится к типу нава (неф, каракка) и в данный момент мы на него отвлекаться не будем. Что касается оставшихся двух, то их обычно относят к каравеллам. Низкий профиль, отсутствие носовой надстройки, две мачты с латинскими парусами – типичные каравеллы-латины. Передняя мачта расположена далеко от носа, как бы оставляя место для возможной установки еще одной мачты в носу. Как это сделано на другом корабле с этой же гравюры, с правой ее части
Здесь не только поставлена фок-мачта с прямым парусом, но прямой парус установлен и на грот-мачте, и поставлена дополнительная бизань мачта в корме – т.е. мы видим превращение каравеллы-латины в каравеллу-редонду.
Однако в данный момент нас будет интересовать судно из первой группы, расположенное в ее центре. Мы ясно видим, что корма у него не плоская, а круглая, как у галеры. Это заставляет сомневаться в правомочности причисления данного корабля к каравеллам, как это делается во всех практически работах, исследующих эти изображения. Или следует выделить этот корабль в самостоятельный подвид каравелл, отличающийся своими конструктивными и мореходными качествам.