История гусеничных мотоциклов
гусеничные мотоциклы – История гусеничных мотоциклов
В 24 июля 1900 года Генри Стис (Henry Stith) получил патент на такой велосипед:
На момент написания статьи в журнале Популярна Мехника (Popular Science) за июнь 1944, у сына Stith-а все еще был этот велосипед, который Генри построил для него. Позже, изобретение пропало бесследно.
RASC Triumph. Великобритания. 1927.
Этот оригинальный трехколесный мотоцикл с движителем 3×2 был создан в 1926 году на базе Triumph 500 SV Модель P Mk2. Он был пределан из обычного по заказу Service Corps королевской армии (RASC), и изготовлен в одном экземпляре. Не известно, как он показал себя на испытаниях, но хочется предположить, что внедорожные способности были неплохими. Идея не получила развития из-за совершенствования конструкции обычныхмотоциклов. RASC Triumph сейчас хранится в музее транспорта армии (Museum of Army Transport, Beverley) в Великобритании, и они сожалеют, что вряд ли он когда-либо будет полностью восстановлен и продемонстрирован, потому что они не в состоянии найти аутентичные 11″ дюймовые шины задних колёс.
Так выглядел стандартный Triumph SD, 1-cyl. SV 500cc, 1921-1927 гг.
OEC. Великобритания. 1928 год.
Компания OEC (Osborn Engineering Co.) располагалась в Gasport, Hants, Великобритания. В 1928 году она изготовила два прототипа гусеничных мотоциклов. Такой байк мог эксплуатироваться как с гусеницей поверх колёс задней тележки, так и без нее. Второе заднее колесо было связано внутренним зубчатым ремнем с цепным приводом первого колеса. Машины были предложены армии и частным покупателям как тракторы. Компания уже готова была продавать такие мотоциклы, но проект никого не заинтересовал.
Tractorcycle. Италия. 1931 год.
“Итальянский полугусеничный мотоцикл на манёврах близ Рима. 1931 год.” согласно информации из Большой Советской Энциклопедии.
На самом деле впервые фото было напечатано в журнале Популярная Механика (Popular Science), за февраль 1931. Этому мотоциклу, даже посвящена статья “Tractor cycle for rough ground” (Трактор цикл для бездорожья). Подпись к фото: “Итальянская милиция испытывает мотоцикл совместно с “боевым танком”, в качестве индивидуального средства передвижения по пересеченной местности. Они находят его превосходство над лошадьми в скорости передвижения.”
Наблюдатель во время маневров фашистской милиции недалеко от Рима, Италия, увидел человека на мотоцикле новой конструкции, съехавшего с дороги, и свободно продолжившего движение по пашне, а затем вверх по склону холма, усеянного валунами. Это были испытания новейшей техники для мотоциклистов связи.
Вместо заднего колеса, странный мотоцикл приводится в движение гусеницей, как у трактора. Зажимы на гусенице дают уверенную тягу, независимо от типа покрытия. Гусеничная тележка может свободно наклоняться вперед или назад, огибая неровности поверхности. Крутящий момент на гусеницу передаётся цепным приводом. Усиленная, треугольная рама поддерживает гусеничный движитель, достаточно далеко от спинки сиденья так, чтобы его качения не мешали водителю.
Хотя предназначен в основном для использования в военных целях, это изобретение может оказаться полезным для туристов, геодезистов и других областей, чья работа или отдых заставляет ехать их в глушь по пересечённой местности. В дизайне обложки для этой статьи, наш художник изобразил подъем трактора-мотоцилка по каменистому склону. Багаж в задней части закреплен на крыле, так что мотоцикл может осуществлять поставки в труднодоступные регионы страны.”
На обложке указанного журнала нарисован тот же “Tractorcycle”, но в гражданском амплуа.
Славным продолжателем идеи Tractorcycle сегодня является Alpen Scooter, но о нём по хронологии чуть ниже.
Victoria. Германия. 1930-е.
Гусеничный мотоцикл с движителем 3×2, 3-х местный, производство Victoria-Werke AG в Нюрнберге. 1930-е. Фото из “Wheels & Tracks” №74, 2001.
В основу лег вот этот Victoria Boxer модель KR VI.
Технические характеристики гусеничного мотоцикла Victoria:
Год выпуска: 1927 – 1932
Максимальная скорость: 120 км / ч
Четырехтактный двигатель – оппозитный двигатель
Количество цилиндров: 2
Объем: 596 см3
Диаметр/Ход поршня: 77 мм х 64 мм
Мощность/оборотов: 18 л.с. / 4000 мин-1
24 л.с. спортивная модель
Количество передач: 3
Независимая передняя амортизационная вилка патент Victoria.
Шины 26 х 3 и 27 х 3,5
Ниже представлены фотографии Victoria Boxer модель KR VI 1928 года с байкерского слёта в Нюрнберге в 2005 году.
BMW Speziel TR500 с коляской “Sneekrad”. Германия. 1936 год.
BMW Speziel TR500 “Sneekrad” создан по заказу Вермахта на базе популярной модели BMW R12 инженером Riemerschmidt в 1936 году, в одном экземпляре. Как управлять этим агрегатом? Можно предположить, что очень сложно.
Испытания мотоцикла BMW “Sneekrad”/”Снегоход” с люлькой. 1936 год. Фото Kurt Worner.+ схема
А так выглядел стандартный BMW R12 Afrikakorps.
Мотоциклы Мерсье Motochenilles. Франция. 1937 год.
Мерсье Motochenilles Тип 1. Мотоцикл Мерсье с передней гусеницей был создан в 1937 году в Буа-Коломб, Франция. Мерсье получил заказ от швейцарской армии и создал этот прототип для испытаний. Так получилось, что испытывался он не для швейцарской, а для французской армии. Двигатель объемом 350 см3 и мощностью 11 л.с. был слабоват, хотя позволял подниматься на склоны крутизной до 42°. Коробка передач 3-х ступенчатая. Всего было изготовлено 3 прототипа разных типов для французской армии.
Мерсье Motochenilles Тип 1 и Мерсье Motochenilles Тип 2. 1937 год.
Мерсье Motochenilles тип 3 и тип2. Фото из книги “L’Automobile sous l’Uniforme”, François Vauvillier, published by Massin, Paris, 1992.
Мотоцикл Мерсье Motochenilles Тип 3, 1937 года. Этот прототип принадлежит Марио Сальваторе, г.Экс-ле-Бен, Франция. Фото J M M at Rétromobile, Paris, 2007 02.
Мерсье Motochenilles Тип 3 с бронещитом на испытаниях. 1937 год. Бронещит значительно ухудшал ходовые характеристики, и без того плохо-управляемого, шасси.
Lehaitre. Франция. 1938 год.
Тракторцикл (tractor-cycle), как его называет изобретатель, J. Lehaitre из Парижа, мог развивать до40 км/ч по твердой ровной поверхности. Поворот осуществляется перекосом гусеницы и наклоном корпуса водителя.
American Tuscan. США. 1967 год.
Одной из главных проблем всех полугусеничных мотоциклов, была стабилизация вертикального положения на малых и больших скоростях при движении по пересечённой местности. Этим объясняется отсутствие интереса к данной технике со стороны индивидуальных потребителей. Gyro Transport Systems из США попробовала решить эту проблему, применив гироскопическую стабилизацию. Но и это революционное решение не подстегнуло продвижение “Тракторциклов” в массы.
Разработан Gyro Transport Systems в 50-е годы XX века.
Произведен American Tuscan в Солт-Лейк-Сити, штат Юта в 1967 году. Его двигатель мощностью 20 л.с. позволял взбираться на склоны крутизной до 45° благодаря гусенице. Самобалансировался встроенным гироскопом, что позволяло не бояться завала на бок во время движения. Вместо переднего колеса могли установливаться лыжи. Дополнительно оснащался фарой-искателем. Коробка передач 4-х ступенчатая.
Единственный прототип Tuscan был собран в 1965 году по заказу Службы охраны лесов США для Рейнджеров, но так и остался в одном экземляре. Компания готова была продавать их частным лицам по предоплате в размере 400$, но он никого не заинтересовал.
Технические характеристики Tuscan
Ёмкость бака: 15 л
Максимальная нагрузка: 200 кг
Максимальная скорость: 72 км/ч
Самодельный гусеничный мотоцикл “Муравей”.
Гусеничный мотоцикл “Муравей”, самодельный, из России. 1980-е. Предназначен для передвижения по бездорожью, преимущественно летом и в межсезонье, зимой по снегу (толщина покрова до 25 см), а также по льду и насту. Проходимость мотоцикла, в принципе, — «везде». Исключение составляют только водные преграды глубиной свыше 30 см (заливает систему зажигания) да топь, где человек увязает по колено. На мотоцикле возможна перевозка груза до 30 кг, а на прицепе — до 80 кг, летом — на колесном (с широкопрофильными шинами), зимой — на санях. Масса мотоцикла 110 кг.
Alpen Scooter. Италия. 1980-е.
Снегход Alpen Scooter выпускался компанией Pozzo di Recoaro. С начала 80-х использовался горными войсками итальянской армии. В комплект прицепного оборудования входят: передняя лыжа, санки, носилки на лыжах, гусеница для грунта и гусеница для льда. На ранних вариантах объем двигателя составлял 200 см3, позже устанавливались более мощные силовые агрегаты объемом 250 и 300 см3.
Alpen Scooter раннего выпуска в музее. Двигатель объёмом 200 сс.
Alpen Scooter. На снегу переднее колесо сменяют лыжи.
Alpen Scooter с полным комплектом прицепного и навесного оборудования. На заднем плане трицикл Moto-Guzzi 3×3 “Mulo Meccanico”.
Alpen Scooter с гусеницей на асфальте.
Alpen Scooter Croce Rossa Italiana (Итальянского Красного Креста).
Но на этом история гусеничных мотоциклов не умирает. Немецкий дизайнер Тильман Шлутц (Tilmann Schlootz) разработал дизайн-проект гусеничного мотоцикла BAAL. Вот что он пишет о своей разработке.
В основу концепции положена гибкая резиновая гусеница, которая гарантирует максимальную степень сцепления с поверхностью и способна очень легко менять направления движения. Чтобы сделать управляемость удобнее и интереснее, водитель контролирует направление движения не только руками, но и ногами.
Несмотря на то, что у прототипа хитроумная конструкция и материалы, которые хорошо адаптируются к любому покрытию, в системе не используются сложные датчики или регулируемые подвески. Конструкция рамы отводит много места для двигателя, и машина может быть укомплектована различными типами традиционных топливных систем, а также высокотехнологичными топливными элементами. В демонстрационной машине используется двигатель массового производства объемом 500 куб. см, которыми комплектуют вездеходы-ATV.
Мотоцикл с гусеничным моно-колесом
Материалы и инструменты, которые использовал автор:
Список материалов:
– двигатель от скутера или мопеда ;
– автомобильная покрышка;
– алюминиевый цилиндр с дном (для ведущего колеса);
– трубы, подшипники и прочие детали (для ведомых колес);
– стальные оси;
– винты, болты, гайки, шайбы;
– профильные трубы;
– листовая сталь;
– дисковые тормоза;
– амортизаторы от мопеда;
– краска по металлу и другое.
Процесс изготовления самоделки:
Шаг первый. Изготовление гусеницы
Чтобы сделать гусеницу, понадобится автомобильная покрышка большого диаметра. Автор вырезает боковые части покрышки, используя вибрационную пилу. В итоге у нас получается отличная готовая гусеница.
Шаг второй. Ведущее колесо
Далее изготавливаем ведущее колесо, в качестве материала автор использовал алюминиевую трубу с дном. Конечно, найти такую деталь будет тяжело, можно просто использовать кусок стальной трубы, и заварить ей дно куском пластины.
Главной задачей является сделать четко по центру отверстие для установки фланца оси, тут на помощь придет токарный станок. Помимо этого важно сделать колесо узким по краям, в итоге гусеница будет сама центрироваться на колесе. В итоге автор установил на ведущее колесо фланец, через который колесо крепится к оси двигателя, на которую устанавливается колесо скутера. Собранную конструкцию можно примерить к гусенице, чтобы прикинуть, какой должна быть рама.
Что касается нижней части рамы, то она крепится к основной части шарнирно и через амортизаторы. Автор устанавливает 4 штуки небольших амортизатора от мопеда, в итоге машина должна неплохо справляться с неровностями, но нужно оптимально отрегулировать жесткость.
Шаг пятый. Сидение
Делаем сидение для самоделки, автор сварил его из листового металла и круглой трубы. Конечно же, кресло изготовлено довольно брутально, никакой обшивки тут нет. Сидение при помощи болтов крепится к основной части рамы.
Шаг шестой. Бензобак
Изготовим бензобак для самоделки, в качестве основы для корпуса автор приспособил кусок круглой трубы. Сверлим в ней отверстие и устанавливаем горловину. В качестве горловины автор приспособил медную трубу с гайкой для сантехники. В качестве крышки можно использовать заглушку для этой трубы, но не забудьте сделать отверстие для выхода излишнего давления из бака.
Концы трубы завариваем, а также привариваем кронштейн для крепления бензобака. В завершении останется просверлить отверстия и нарезать резьбу под штуцеры бензопровода.
Вот и все, самоделка готова, можно заправлять и испытывать. По асфальту самоделка едет довольно интересно, устойчивость вполне неплохая. Единственное, что остается непонятным, как же такая самоделка будет поворачивать.
Также интересует вопрос проходимости по бездорожью, особенно снегу. Вероятно, самоделка будет падать набок и понадобится сделать дополнительные боковые колеса. В целом проект получился интересным и есть над чем подумать. Надеюсь, вам самоделка тоже понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!
Источник
Экскурс в историю: мотоцикл гусеничный
Недавно на мотосайтах появилась тема для обсуждения новинки в области конструкции двухколесных транспортных средств. Концептуальную модель представленной техники разработала группа китайских студентов. Они представили мотоцикл гусеничный , который по своей конструкции напоминал спортивный байк. Чудо техники имеет стандартную подвеску, но движение происходит благодаря гусеницам.
Представленное транспортное средство вызвало бурю обсуждений. У любителей мототехники сразу же возникло множество вопросов о ходовых качествах и возможностях нового мотоцикла. Некоторые начали сомневаться в работоспособности представленной модели. Однако следует сказать, что разработка китайских конструкторов является не только концептуальной разработкой. Истории известны реальные мотоциклы на гусеничном ходу. У этой мототехники был целый ряд интересных особенностей.
Первые разработки
Мотоцикл гусеничный представляет собой достаточно сложную конструкцию. Ее разработками занимались профессиональные и частные конструкторы еще в начале прошлого века. Прототипом такого мотоцикла стал велосипед на гусеничном году, который разработал в 1900 году Генри Стиз. Он даже получил патент на свое изобретение.
Далее в Великобритании в 1927 году был создан один из первых мотоциклов, который имел два задних колеса на гусеничном ходу. Он получил название RASC Triumph. Это транспортное средство было изготовлено по заказу королевской армии. Модель переделали из подобной ей разработки с движителем 2х1. RASC Triumph получил движитель 3х2. Этот мотоцикл был изготовлен в одном экземпляре. При тестировании его ходовые качества были превосходными. Однако разработка не получила дальнейшего развития. Штатные мотоциклы, которыми на то время владела королевская армия, получили улучшенные мобильные характеристики.
RASC Triumph ныне находится в музее, посвященном армейскому транспорту. Восстановить представленное транспортное средство практически невозможно. Сотрудники музея утверждают, что аутентичные 11-дюймовые шины задних колес мотоцикла были утеряны.
Мотоцикл OES
Мотоцикл гусеничный , разработанный в Великобритании годом позже (в 1928 году), был изготовлен на оборудовании Осборнской инженерной компании. При этом компания представила сразу два прототипа. Мотоцикл мог использоваться с гусеницей, которая надевалась на колеса задней тележки, или без нее.
Заднее второе колесо представленных разработок сообщалось зубчатым ремнем с первым колесом. Такие мотоциклы были созданы для армии и частного пользования. Их эксплуатировали как тракторы. Однако большого интереса у покупателей новое оборудование не вызвало.
Подобные разработки велись и в Италии. Модель, выпущенную в 1931 году, назвали тракторциклом. Изначально ее разрабатывали для нужд сельского хозяйства. Однако со временем ее стали эксплуатировать фашистские милиционеры в Италии. Изначально разработчики “трактора-мотоцикла” планировали его применение в хозяйственных целях.
Первые немецкие мотоциклы
Немецкий мотоцикл на гусеничном ходу был необходим в военных целях правительству страны. Поэтому разработки новинок транспортных средств здесь велись быстро и масштабно.
Одним из первых мотоциклов на гусеничном ходу стала модель «Виктория». Ее представили широкой общественности в 1931 году. Это транспортное место было рассчитано на 3 посадочных места с движителем 3х2.
Представленная модель создавалась на протяжении 4 лет (с 1927 по 1931 гг.). Он мог развивать скорость до 120 км/ч. Двигатель на этом мотоцикле был четырехтактный с объемом 596 см³. Мощность оборотов составляла 18 л. с. Была также разработана спортивная модель. Она имела мощность оборотов 24 л. с. На то время это был высококлассный мотоцикл, который получил достаточное распространение среди потребителей.
Мотоцикл BMW Schneekrad
Армия нуждалась в полном техническом оснащении. Поэтому финансирование выделялось на создание новых моделей оборудования, транспорта и оружия. Наиболее известный гусеничный мотоцикл Вермахта был создан на базе машины BMW R12. Новая модель получила название BMW Speziel TR500 Schneekrad. Его представили широкой общественности в 1936 году в одном экземпляре.
На сегодняшний день не сохранилось ни одного экземпляра представленной техники. Этот мотоцикл имел коляску, которая была установлена на лыже. Его ходовая была взята от легкого танка. Она полностью помещалась внутри гусеницы.
Управляемость у этой техники была плохой. Повороты было выполнять крайне тяжело. Мотоцикл развивал скорость до 125 км/ч. Для гражданских было создано 20 тыс. экземпляров, а для военных – 10 тыс. единиц техники. Причем скорость мотоциклов с гусеницей Вермахта была меньше, чем у гражданских (всего до 85 км/ч). Эта модель стала классикой, но большого распространения не получила.
Мотоцикл-вездеход NSU Kettenkrad HK 101
Первый немецкий гусеничный мотоцикл, который поступил в серийное производство, был больше похож на небольшой танк. Эта модель была выпущена в 1944 году и называлась NSU Kettenkrad HK 101.
Этот вездеход называется мотоциклом благодаря соответствующей посадке водителя и наличию переднего колеса. Торможение выполняется при помощи фрикционов гусениц. Для этого достаточно одного оборота.
В послевоенные годы представленную технику применяла немецкая комиссия по лесному хозяйству в своих целях. Сегодня представленные машины еще сохранились. Реставрированное оборудование даже продавали с аукциона в 2015 году. В нем полностью восстановили коробку передач, дифференциал, двигатель и главную передачу.
Мотоцикл-снегоход
Мотоцикл гусеничный постоянно совершенствовался. В 1980 году итальянская компания Pozzo di Recoaro создала новый тип техники, который назвали Alpen Scooter. Этот мотоцикл скорее относился к классу снегоходов. Изначально его использовала в своих целях итальянская армия для передвижения по заснеженным горным массивам.
В комплекте к мотоциклу присутствовала передняя лыжа. Для передвижения по грунту и льду применялась гусеница определенного типа. В ранних моделях применялся двигатель объемом 200 см 3 , затем его сменили на мотор 250 и 300 см 3 . Представленное оборудование также применялось для передвижения медицинских работников к пациентам в снежную погоду.
Самодельные доработки
Мотоциклы с гусеничным ходом имели ряд недостатков. Проблематично было стабилизировать их в вертикальном положении на больших и малых скоростях, а также при перемещении по пересеченной местности. Поэтому частные пользователи всегда скептически относились к подобной технике.
Однако в 60-е годы прошлого столетия появились самодельные гусеничные мотоциклы. Их конструкторы создавали подобную технику из подручных деталей. Такие мотоциклы применяли для езды по снегу и в сельскохозяйственных нуждах.
Одним из первых и самых известных мотоциклов представленного типа стал «АНТ-1». Его прототипом были модели советских снегоходов, которые в то время были представлены на страницах журнала «Моделист-конструктор». Карельский инженер А. Кокшаров разработал несколько моделей мотоцикла с гусеничным ходом «АНТ». Эта техника была способна ездить по снегу глубиной до 25 см. Масса составляла 110 кг.
Мотоцикл «Урал»
Существуют модели представленного оборудования, которые ныне собирают из различных мопедов. Для населения нашей страны более доступны транспортные средства отечественного производства. Поэтому не удивительно, что смог появиться, например, гусеничный мотоцикл «Урал» .
Инженеры-любители дорабатывают конструкцию своего транспортного средства в различных целях. Это позволяет легко передвигаться по снегу, перевозить достаточно большие грузы.
При создании такой чудо-техники используются детали от комбайна, а также мотор от мотоцикла «Урал». Движение у подобной техники достаточно маневренное. При этом расход топлива составляет около 6 л на 100 км. Оборудование развивает скорость по целине до 60 км/ч.
Принцип изготовления самодельной техники
Мотоцикл на гусеничном ходу своими руками стараются сделать многие инженеры-любители. Это заманчивая идея, которая скорее относится к категории конструктивных изысков. Такое транспортное средство позволит передвигаться по вязкой поверхности, например, по снегу, грязи или заболоченной местности.
Скорость передвижения у подобных самоделок достаточно низкая. Поэтому представленная техника не является достаточно эффективной. Сегодня в продаже существуют специальные наборы. Их приобретают конструкторы-любители для создания своих моделей мотоциклов гусеничного типа. Это сложный процесс. Он позволяет создать на базе готового мотоцикла вездеход или снегоход. Обычно гусеница монтируется на заднее колесо. При этом вес будет распределяться некорректно. Если гусеница не будет нагружена должным образом, она не сможет справляться со своей задачей.
Недостатки самодельных конструкций
Гусеничный мотоцикл своими руками в домашних условиях создать достаточно трудно. В первую очередь потребуется выполнять достаточно много сварочных работ. Чаще всего инженер-любитель не сможет решить проблему с правильным распределением веса техники. В этом случае он может попытаться перенести гусеницу вперед. Однако эта задача обычно практически не выполнима в домашних условиях.
Поэтому инженеры могут пойти на компромисс. Две небольшие гусеничные ленты размещают по бокам. Их в меньшей степени смещают вперед максимум на треть длины. Такая гусеница сможет выполнять свои функции полноценно, однако только на ровной дороге.
Поэтому многие технологи утверждают, что создание гусеничного мотоцикла не является практической необходимостью. Скорее это просто конструкторская головоломка. Хотя на сегодняшний день разработано множество достойных экземпляров техники. В них учтены условия местности. Сам процесс создания подобной техники приносит любителям множество положительных эмоций. Это настоящий вызов для любого конструктора.
История гусеничных мотоциклов
Войти
Гусеничные мотоциклы.
24 июля 1900 года Henry Stith, получил патент на это:
Рисунок велосипеда с гусеничным движителем и гусеничным направляющим механизмом из патента. На момент написания статьи в Popular Science за июнь 1944, у сына Stith-а все еще был этот велосипед, который Генри Stith построил для него.
Про этот велик уже было написано в Легкий велотанк. Но, вынужден не согласиться с выводом, что это изобретение сгинуло бесследно.
RASC Triumph. Великобритания. 1927.
RASC Triumph гусеничный мотоцикл. 1927. Великобритания, находится в музее.
Этот удивительный мотоцикл, с движителем 3×2, создан в 1926 году на агрегатах Triumph 500 SV Модель P Mk2. Был переделан из 2×1 до 3×2, по заказу Service Corps королевской армии (RASC). Изготовлен в одном экземпляре. Видимо, внедорожные способности были превосходными. Идея не получила развития, так как улучшилась мобильность штатных мотоциклов.
RASC Triumph хранится в Музее транспорта армии (Museum of Army Transport, Beverley) и сотрудники музея сожалеют, что вряд ли он когда-либо будет полностью восстановлен и продемонстрирован, потому что они не в состоянии найти аутентичные 11″ дюймовые шины задних колёс.
Triumph SD, 1-cyl. SV 500cc, 1921-1927 гг.
OEC. Великобритания. 1928 год.
Производитель OEC (Osborn Engineering Co.), Gasport, Hants, Великобритания. В 1928 году изготовлены два прототипа. Мог эксплуатироваться как с гусеницей поверх колёс задней тележки, так и без гусеницы. Второе заднее колесо было связано внутренним зубчатым ремнем с цепным приводом первого колеса. Машины были предложены армии и частным покупателям, как тракторы.
Гусеничный мотоцикл OEC. Рекламный плакат, с указанием цен за мотоциклы с объёмом двигателей 350 сс, 500 сс и 750 сс, по предоплате. Никого не заинтересовал, покупателей не нашлось.
Гусеничный мотоцикл OEC. Прототип №1. 1928. Гусеница сложена на багажнике. Изображение из “Wheels & Tracks” №74, 2001 г.
Гусеничный мотоцикл OEC. Прототип №2. 1928. Изображение из “Wheels & Tracks” №74, 2001 г.
Гусеничный мотоцикл OEC. Прототип №2. 1928. Вид слева.
Tractorcycle. Италия. 1931 год.
“Итальянский полугусеничный мотоцикл на манёврах близ Рима. 1931 год.” Так подписано это фото в Большой Советской Энциклопедии.
На самом деле впервые фото было опубликовано в журнале Popular Science, за февраль 1931. На странице 70, этому мотоциклу посвящена статья “Tractor cycle for rough ground”/”Трактор цикл для бездорожья”. Подпись к фото: “Итальянская милиция испытывает мотоцикл совместно с “боевым танком”, в качестве индивидуального средства передвижения по пересеченной местности. Они находят его превосходство над лошадьми в скорости передвижения.”
Наблюдатель на последних маневрах фашистской милиции недалеко от Рима, Италия, увидел всадника на мотоцикле новой конструкции, оставившего дорогу, поспешно проехавшего по пашне и взвившегося вверх по склону холма, усеянного валунами. Поводом послужили испытания самой последней техники для мотоциклистов связи.
Вместо заднего колеса, странный мотоцикл приводится в движение бесконечным протектором, как у трактора. Зажимы на протекторе дают твердую тягу независимо от характера покрытия. Гусеничная тележка качается так, что может быть наклонена вперед или назад, приспосабливаясь к неровной поверхности. Мощность передаётся цепным приводом. Усиленная, треугольная рама поддерживает гусеничный движитель, достаточно далеко от спинки сиденья, чтобы гусеница не мешала водителю.
Хотя предназначен в основном для использования в военных целях, “Трактор мотоцикл” может оказаться полезным подспорьем для туристов, геодезистов и других, чья работа или отдых отправляет их в глушь и по пересечённой местности. В дизайне обложки для этой статьи, наш художник изобразил его восхождение по каменистому склону. Багаж в задней части, закреплён на элементарное крыло, что позволяет осуществлять поставки или доставлять рассылки, в зависимости от использования данного транспортного средства.”
На обложке указанного журнала нарисован тот же “Tractorcycle” но по представлению художника в гражданском амплуа.
(Была приведена в посте И снова на арене – гусеничные мотоциклы!, но ошибочно отнесена на счет полугусеничного мотоцикла от Victoria Werke S.G. Nurnberg. Германия)
Славным продолжателем идеи Tractorcycle сегодня является Alpen Scooter (1980 год), но о нём по хронологии ниже.
Victoria. Германия. 1930-е.
Гусеничный мотоцикл с движителем 3×2, 3-х местный, производство Victoria-Werke AG в Нюрнберге. 1930-е. Фото из “Wheels & Tracks” №74, 2001.
Victoria Boxer модель KR VI, послужила основой для полугусеничной Victoria.
ТТХ:
Год выпуска: 1927 – 1932
Максимальная скорость: 120 км / ч
Четырехтактный, оппозитный двигатель
Количество цилиндров: 2
Объем: 596 см3
Диаметр/Ход поршня: 77 мм х 64 мм
Мощность/оборотов: 18 л.с. / 4000 мин-1
спортивная модель: 24 л.с.
Количество передач: 3
Независимая передняя амортизационная вилка, патент Victoria.
Шины 26 х 3 и 27 х 3,5
Victoria Boxer модель KR VI 1928 года. Фото с байкерского слёта в Нюрнберге в 2005 году.
Victoria Boxer модель KR VI 1928 года. Фото с байкерского слёта в Нюрнберге в 2005 году.
Victoria Boxer модель KR VI 1928 года. Двигатель.
Victoria Boxer модель KR VI 1928 года. Двигатель.
BMW Speziel TR500 с коляской “Sneekrad”. Германия. 1936 год.
В продолжение и дополнение Руссише дженерал Морозъ!
BMW Speziel TR500 “Sneekrad” создан по заказу Вермахта на основе мотоцикла BMW R12 инженером Riemerschmidt в 1936 году, в одном экземпляре. Управляемость вызывает сомнения.
Испытания мотоцикла BMW “Sneekrad”/”Снегоход” с люлькой. 1936 год. Фото Kurt Worner. Видна люлька справа.
Испытания мотоцикла BMW “Sneekrad”/”Снегоход” с люлькой. 1936 год. + схема. Фото Kurt Worner.
BMW R12 Afrikakorps.
Годы выпуска: 1935 – 1941
Общий объем производства: около 20 000 гражданских
+ Около 10 000 военных, всего: 36008
Двигатель: 18hp/3400rpm или 20hp/4000rpm, 2-х цилиндровый 4-тактный с воздушным охлаждением
Объём двигателя: 745cc
длина: 2100 мм, Ширина: 900 мм,
высота: 940 мм, высота седла: 70см
Размеры (с коляской):
длина: 2520MM, Ширина: 1615mm, высота: 1000 мм
Колесная база: 1380мм
Коробка передач: 4-ступенчатая
Вес (без коляски): 188 кг
Максимальная скорость: 125 км/ч (гражданские);
100 км/ч (вермахт);
85 км/ч (вермахт с коляской)
Мотоциклы Мерсье Motochenilles. Франция. 1937 год.
Мерсье Motochenilles Тип 1. Мотоцикл Мерсье с передней гусеницей. 1937 год.
Построен Мерсье в Буа-Коломб, Франция. Мерсье получил заказ от швейцарской армии на изготовление прототипа для испытаний. Но испытывался для французской армии. 350cc 11-сильный двигатель был немного слаб, хотя позволял покорять склоны до 42°. Коробка передач 3-х скоростная. Всего было изготовлено 3 прототипа, всех типов, для французской армии.
Мерсье Motochenilles Тип 1 и Мерсье Motochenilles Тип 2. 1937 год.
Мерсье Motochenilles тип 3 и тип2. Фото из книги “L’Automobile sous l’Uniforme”, François Vauvillier, published by Massin, Paris, 1992.
Мотоцикл Мерсье Motochenilles Тип 3, 1937 года. Этот прототип принадлежит Марио Сальваторе, г.Экс-ле-Бен, Франция. Фото J M M at Rétromobile, Paris, 2007 02.
Мерсье Motochenilles Тип 3, с бронещитом на испытаниях. 1937 год. Бронещит существенно ухудшал ходовые характеристики и без того плохо-управляемого шасси.
Lehaitre. Франция. 1938 год.
American Tuscan. США. 1967 год.
Одной из главных проблем полугусеничных мотоциклов, была стабилизация вертикального положения на малых и больших скоростях, при движении по пересечённой местности. Этим объясняется отсутствие интереса к данной технике со стороны частного сектора. Разработчик Gyro Transport Systems, из США, решил эту проблему, применив гироскопическую стабилизацию. Но и это революционное решение не подстегнуло продвижение “Тракторциклов” в массы.
Tuscan. Рисунок прототипа. 1965 год.
Разработан Gyro Transport Systems в 50-е годы XX века.
Произведен American Tuscan в Солт-Лейк-Сити, штат Юта в 1967 году. Его 20 л.с. двигатель позволял взбираться на склоны до 45° благодаря гусенице. Самобалансировался встроенным гироскопом, что позволяло не бояться завала на бок во время движения. Спереди могли быть установлены лыжи. Мог дополнительно оснащаться фарой-искателем. Коробка передач – 4х ступенчатая.
Этот единственный Tuscan, изготовленный в 1965 году, по заказу Службы охраны лесов США для Рейнджеров, остался прототипом.
По предоплате предлагался частным лицам за 400$, но никого не заинтересовал.
Tuscan. Прототип. 1965 год.
Ёмкость бака: 15 л
Максимальная нагрузка: 200 кг
Максимальная скорость: 72 км/ч
Для сравнения Самодельный гусеничный мотоцикл. Гусеничный мотоцикл “АНТ-1”, самодельный, из России. 1980-е.
“АНТ-1” способен преодолевать снег глубиной 25 см. Полезная нагрузка: водитель + 30 кг на мотоцикл + 80 кг на прицеп. Масса мотоцикла 110 кг.
Alpen Scooter. Италия. 1980-е.
Alpen Scooter, своего рода снегоход от компании Pozzo di Recoaro. С начала 80-х использовался горными войсками итальянской армии. В комплект прицепного оборудования входят: передняя лыжа, санки, носилки на лыжах, гусеница для грунта и гусеница для льда. Двигатель ранних серий объёмом 200 cc, позже устанавливался объёмом 250 сс и 300 сс.
Alpen Scooter, раннего выпуска в музее. Двигатель объёмом 200 сс.
Alpen Scooter. На снегу переднее колесо сменяют лыжи.
Alpen Scooter с полным комплектом прицепного и навесного оборудования. На заднем плане трицикл Moto-Guzzi 3×3 “Mulo Meccanico”.
Alpen Scooter с гусеницей на асфальте.
Alpen Scooter Croce Rossa Italiana (Итальянского Красного Креста).
Кому надо, здесь Alpen Scooter, с полным комплектом оборудования, продаётся за 1800 евро. Или здесь, без оборудования за 1500 евро.